Новый год — это время, когда разные культуры и народы находят общий язык через праздничные традиции. Россия, страна с богатой историей и множеством этнических групп, славится своим умением соединять обычаи разных народов. Одним из ярких примеров этого синтеза является празднование Калмыцкого нового года, известного как Зул.
О том, как этот древний праздник, пришедший из глубин буддийской культуры, сочетается с русскими традициями, создавая уникальную атмосферу единства и уважения к корням каждого народа, рассказал в беседе с «Дума ТВ» глава Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, депутат фракции «Новые люди» Сангаджи Тарбаев.
Карма, нирвана и колесо сансары: Новогодняя магия буддизма
Детство будущего депутата Госдумы разделилось на две «эпохи»: советскую с одинаковыми для всех новогодними праздниками и периодом Российской Федерации, когда в семье стали вплетаться национальные традиции.
В советские годы, по его словам, всё проходило традиционно: мандарины, салат оливье, фильм «Ирония судьбы, или с легким паром». Сангаджи Тарбаев вспоминает особую атмосферу тех лет — запах мандаринов, суету перед праздником и обязательное выступление перед взрослыми, так как он учился в музыкальной школе. Парламентарий, несмотря на пережитые из-за этого волнения, вспоминает то время с теплом, так как дети могли заняться своими делами, пока взрослые готовились к празднику. После боя курантов наступал момент всеобщего веселья с фейерверками и хлопушками, которые тогда еще были дефицитом.
Когда вместо СССР образовалась Российская Федерация в семье депутата начали отмечать не только русские, но и калмыцкие, и казахские праздники, обогащая традиции новыми элементами.
У калмыков Новый год наступает чуть раньше. В этом году он наступит 25 декабря. У нас это привязывается к лунному календарю и называется Зул. В этот день все калмыки зажигают лампадки. Он называется праздник тысячи лампадок. В каждом доме зажигаются лампадки,
По его словам, в семье соблюдали еще одну калмыцкую традицию. Готовили «насна зул» — особые лампадки, похожие на маленькие лодочки из плотного теста. Внутри каждой из них помещались сухие веточки по количеству лет членов семьи.
Допустим, мне 10 лет, я 10 веточек связываю и потом все это заворачиваю в тесто. Родителям 30-40 лет, они 30-40 заворачивают. И вся эта лодочка утыкается вот такими палубами из теста, внутри которых веточки завязаны по количеству годов. И это все сжигается. У нас считается, что эти года мы сжигаем в дань уважения к тому, что было. Для чего? Для того, чтобы отблагодарить те годы, которые мы прожили и смотреть в будущее, жить без всех этих сложностей, проблем, напряжений, которые у нас уже остались позади. И по сей день мы в семье собираемся под Новый год, именно на калмыцкий Новый год, лепим эту лодочку из теста, заливаем ее маслом, каждый ее сворачивает, сжигаем и для нас на Новый Год наступает, наверное, чуть пораньше,
Целительные мантры и семейные объятия
Как и в большинстве российских семей, Новый год у депутата проходит традиционно: праздничный стол, гости, смех и разговоры. Однако времена меняются, и теперь, по его словам, застолье становится менее обильным. Парламентарий отметил, что еда стала скромнее, и это радует, ведь переедание часто приводит к тяжести на следующий день. Еще одно заметное изменение — уменьшение количества алкоголя на столах. Депутат считает это позитивным трендом, поскольку алкоголь долгое время был неотъемлемой частью любого праздника, будь то в советские времена или в современной России.
Что касается казахских элементов, то в этот день обязательно встречались с родственниками, все друг друга должны обнять при встрече, все должны друг другу две руки пожать, пожелать Нового года,
Также он рассказал о старинной традиции перебирания буддийских чёток. Считается, что каждая их бусинка хранит в себе силу произнесённой мантры. Эти мантры могут быть разными: одни обращаются к целительной силе медицины, другие несут общее благие пожелание, а третьи помогают достичь успеха в делах и начинаниях.
На каждую бусинку читаются короткие мантры и считается, если ты десять тысяч раз эти мантры прочитаешь под любой праздник, - Зул, Новый год, Цыган Сар, она будет эффективнее, эффективнее дойдет до вселенной. У буддистов считается, что есть некая общая нирвана, карма, есть колесо сансары. Это некая энергия, которая объединяет всех. И вот те желания, которые в праздник ты загадываешь при помощи мантр, они усиливаются в 10 тысяч раз. Поэтому возможность того, что твое желание будет услышано Вселенной, увеличивается именно в дни вот таких вот празднований,
Новый год с русским сердцем и азиатской душой. Салаты, бешбармак и баурсаки
По словам Тарбаева, на новогоднем столе у его семьи присутствуют салаты, а также те самые привычные, светские, исконно русские яства, любимые в народе. В то же время праздничная трапеза не обходится без бешбармака – казахского угощения из отварного мяса, лапши в виде крупных прямоугольников и крепкого бульона. Калмыцкий чай также занимает свое почетное место среди блюд. Украшают стол и кусочки теста, жаренные во фритюре - баурсаки, или борцоки, как называют их в Калмыкии и Казахстане.
Мы стараемся всегда наш стол обогатить какими-то национальными особенностями. Впервые попробуем в этот раз с гусем встретить Новый год. В любой калмыцкой семье, в любом калмыцком доме на Новый год или на любой праздник стол будет забит до отказа. Причем любыми продуктами, начиная от легких салатов, заканчивая сложными какими-то кондитерскими изделиями. Наверное, нельзя сказать, что у нас прям чем-то отличается (Новый год), но у нас всегда есть бонус, бонус национальных блюд,
Новый год: От ожидания чуда до тихого семейного счастья
По словам Сангаджи Тарбаева, его отношение к Новому году менялось с этапами его взросления. Когда-то давно этот праздник был наполнен ожиданием волшебства, предвкушением чуда, завершения старого года и началом чего-то совершенно нового. Позже он начал воспринимать его скорее, как возможность подольше отдохнуть, ведь после самого торжества обычно ещё целую неделю царит расслабленная атмосфера. Будучи студентом, парламентарий старался использовать эти дни для встреч с друзьями, поездок и других способов развеяться.
Теперь же, по признанию Тарбаева, его отношение к празднику стало более семейным. Он видит в нём шанс собрать всех родных за одним столом, провести время в спокойных разговорах, никуда не спеша, отложив в сторону телефон.
Для меня Новый год сегодня становится уже больше сакральным праздником, с которым я связываю, во-первых, некую эмоциональную перезарядку, а во-вторых, это такая возможность физического контакта с теми людьми, которые тебе близки и на которых, к сожалению, ввиду работы в течение всего года не хватает времени, чтобы пообщаться. Соответственно, я сейчас этот праздник и все новогодние дни связывают именно с возможностью общаться в узком кругу,