ПФР и ФСС объединят
Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, который регламентирует порядок объединения Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).
Законопроект также сохраняет гарантии сотрудникам реорганизованных фондов — они со дня создания Фонда пенсионного и социального страхования и его территориальных органов продолжат осуществлять трудовую деятельность без испытательного срока и аттестации.
Нормативные акты, которые применялись в отношении реорганизованных фондов, будут действовать и в отношении Фонда пенсионного и социального страхования для продолжения непрерывной деятельности.
Поправками также закрепляется, что со следующего года будут действовать единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Их размер будет установлен в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30%, свыше установленной единой предельной величины базы — 15,1%.
Документ вводит три категории льготных плательщиков страховых взносов. В первую группу войдут малый и средний бизнес, а также участники проекта «Сколково». Для них установлен бессрочный тариф страховых взносов в размере 15% (с выплат, превышающих МРОТ).
Ко второй группе относятся резиденты ТОСЭР, свободного порта Владивосток, ОЭЗ в Калининграде, компании на Курилах, IT-организации и разработчики в сфере радиоэлектронной промышленности, аудиовизуальной продукции. В отношении данной категории организаций действует страховой тариф в размере 7,6%.
Ко второй категории относятся и социальной ориентированные НКО, а также благотворительные организации. Однако в отношении этих компаний тариф на страховые взносы равен 7,6% только на период с 2023 по 2024 годы.
В третью группы входят организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов. Для них страховой тариф — нулевой до 2027 года.
Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, законопроект устанавливает уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года в случае, если сумма доходов не превышает 300 тыс. рублей.
При превышении этой суммы предусматривается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% суммы дохода плательщика. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 тыс. рублей, не может быть более 257 061 рублей в год.
Поправки в Бюджетный кодекс регламентируют распределение страховых взносов, уплаченных плательщиками. В Фонд пенсионного и социального страхования на обязательное пенсионное страхование — 72,8%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 8,9%. В Фонд обязательного медицинского страхования — 18,3%.
Также законопроектом предусмотрено распределение страховых взносов в отношении выплат, получаемых прокурорами, сотрудниками Следственного комитета РФ, судьями федеральных судов и мировыми судьями.
Замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев подчеркнул, что принимаемые документы делают систему более эффективной, прозрачной и подконтрольной.
Закон делает государство более удобным для жизни для наших людей, учитывая, что он дает увеличение выплат для наших граждан, трудящихся как и по трудовым договорам, так и по ГПХ [договор гражданско-правового характера],
Объединение баз, использование общих технологии и административных возможностей позволит решить многие вопросы, отметил Андрей Исаев.
В свою очередь Председатель Госдумы Вячеслав Володин обратился к замминистру труда и соцзащиты Андрею Пудову с предложением провести перед вторым чтением обсуждение данной инициативы с депутатами, которые глубоко погружены в вопросы.
Зампред Комитета ГД по охране здоровья, депутат фракции КПРФ Алексей Куринный отметил, что объединение фондов основные проблемы в сфере пенсионного обеспечения не решает, хотя вопрос слияния ПФР и ФСС уже назрел.
Мы уже говорили неоднократно о том, что функции фондов сходны. Это, первое, страховая функция, и вторая функция — нестраховая, или функция операторов проведения бюджетных денег. В этом отношении, естественно, объединение вполне логично и назрело. Второе — безусловно, применение современных технологий. Не стоит на месте время, мы это прекрасно представляем,
Третий момент — обеспечить удобство граждан и работодателей. Здесь тоже никто не возражает. Электронные сервисы, цифровые технологии, а для работодателя удобство выплачивать один налог с соответствующим уменьшением числа ошибок и возможных штрафов. И наконец, что касается сокращения расходов фонда. Здесь действительно очень хитрая фраза — с одной стороны, расходы сокращаются, с другой стороны — в законопроекте прописана гарантия сохранения всех рабочих мест, а это порядка 130 тыс. сегодня людей. Понятно, что такое количество не нужно,
Такие законодательные изменения уже давно были приняты. Речь в данном случае идет о предоставлении дополнительных гарантий, дополнительного сервиса и дополнительного комфорта как для граждан, так и для работодателей. Поэтому, проанализировав внесенные проекты законов, встретившись с представителем правительства, обсудив на фракции, мы приняли решение поддержать,
Мы понимаем, что снижается бюрократическая нагрузка на работодателей. Мы понимаем, что освобождаются помещения, которые будут использованы на социальные нужды — будут открываться бюро медико-социальной экспертизы, социальные учреждения для лиц престарелого возраста,
По словам замруководителя фракции «Справедливая Россия — За правду», первого зампредседателя Комитета ГД по Регламенту Андрея Кузнецова, предложенные к принятию законопроекты не дают понимая для чего требуется слияние фондов.
Спусковым крючком для этого процесса стала известная проблема "пенсионных дворцов", которая приняла такие гипертрофированные формы, что мы с вами на Тверском бульваре видели выставку Пенсионного фонда, где как достижение показывалось, сколько у них помещений в стране, как здорово они их отремонтировали, забывая о том, что все это сделано без спроса людей,
Фракция «Новые люди» поддерживает законопроект, но надеяться на структурные изменения, заявила замруководителя фракции, зампред Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Сардана Авксентьева.
Мы сейчас в один котел вмешиваем разные деньги. Мы сейчас говорим о пенсионных накоплениях, они длиннее по продолжительности, а если говорим о социальных взносах, то там использование идет быстрее. И вот если бы правильно экономически к этому подойти, что стояло бы сделать, то на самом деле мы могли бы проценты сократить. Поэтому здесь предлагаю все-таки подумать,
Она добавила, что фракция также поддерживает предложение вице-премьера Татьяны Голиковой о передаче зданий ПФР на социальные нужды.