Главное
Парламентский контроль и разбор законодательных завалов
Сегодня в материале «Думы ТВ» — итоги Комитета по контролю и регламенту.
28 июня 2021
2119
Время чтения ~ 5 минут

Пленарное заседание 17 июня стало заключительным не только для весенней сессии, но и в седьмом созыве Госдумы. Главы комитетов рассказывают о ключевой работе и главных законах, которые были приняты с 2016 по 2021 годы.

Сегодня в материале «Думы ТВ» — итоги Комитета по контролю и регламенту.

Преемственность созывов Госдумы

Председатель комитета Ольга Савастьянова отметила, что в работе каждой организации, которая стремится к совершенствованию своей деятельности и ставит перед собой серьезные задачи, преемственность неизбежна.

«Преемственность заключается в том, что все лучшее, что наработано практикой, должно быть оценено, учтено и должно найти свое продолжение в развитии. Поэтому если мы посмотрим все созывы Госдумы, то увидим, как последовательно, шаг за шагом меняется качество этой работы. Это качество работы меняется не только за счет того, что в новом созыве появляются новые инициативы, а как раз за счет преемственности»,

объяснила парламентарий.

Скачать

Также преемственность прослеживается и в законотворческой деятельности — на уровне непросто позиции, а принятых решений. То есть, заканчивая созыв, каждый комитет представляет перечень законопроектов, работа над которыми должна быть продолжена в следующем созыве, рассказала депутат.

Разбор завалов за 20 лет

Ольга Савастьянова напомнила, что в седьмом созыве по инициативе Председателя Госдумы Вячеслава Володина были разобраны так называемые законодательные завалы.

Парламентариям перешло 2200 законодательных инициатив от депутатов VI созыва. Теперь из них в законотворческом портфеле осталось 26 законопроектов — 1,3% от законодательных завалов, которые копились более 20 лет.

«Тот перечень, с которого начали в седьмом созыве, тем, кто придет и будет работать в восьмом созыве, мы, конечно, не оставляем»,

сказала глава думского комитета.

Как корабль назовешь…

В седьмом созыве Комитет по регламенту и организации работы был переименован в Комитет по контролю и регламенту.

«Как только Дума приступила к работе, был проведен социологический опрос: какие проблемы людей волнуют и какие вопросы в приоритетном порядке должны быть рассмотрены именно законодательным органом? В тройку приоритетных вопросов вошла недостаточная контрольная деятельность со стороны органов государственной власти. Именно наши избиратели сказали нам о том, что контроля недостаточно»,

подчеркнула депутат.

Она добавила, что парламентский контроль отличается от системы контрольно-надзорной деятельности, потому что он затрагивает темы, которые в первую очередь важны и чувствительны для людей.

Связанная с парламентским контролем деятельность была максимально открытой и публичной: проблемы и предлагаемые по ним меры сначала выносились на открытое обсуждение как с населением, так и экспертами.

Скачать

Другое направление — мониторинг правоприменения принятых законов. Причем важно депутатам было важно непросто увидеть результаты исследований, но и направить их для изучения в экспертные и профессиональные организации. Все это также проходит публичное обсуждение, и итогом этой работы становятся пакеты предложений и дорожные карты.

В 2020 году мониторинги коснулись вопросов бедности, трудовых отношений, лекарственного обеспечения, прав пациентов, поддержки МСП, жилья и ипотеки, отчетности в социальной сфере, вопросы, насколько уголовное законодательство решает те или иные проблемы.

По каждой из этих тем были внесены изменения в законы или в нормативные правовые акты (НПА).

Таких «ковидных» законов было 37. Комитет по контролю и регламенту распределил их на шесть блоков: это вопросы экономики, финансов, здравоохранение, лекарственное обеспечение, вопросы поддержки семей и граждан, вопросы труда и занятости.

Ольга Савастьянова отметила, что комитет запросил как можно больше информации: у министерств и ведомств, регионов, банков, судов, бизнес-сообществ, научных организаций и институтов гражданского общества. На основании всей этой работы были составлены паспорта законов. 

«Для того чтобы вся работа проводилась, была введена абсолютно новая норма, когда председатели комитетов формируют свой институт экспертов. У нас этот институт экспертов существует при всех заместителях председателя Госдумы, что дает возможность координировать самые разные вопросы по отраслям»,

сообщила парламентарий.

Новые форматы работы Госдумы

По словам председателя комитета, формат самой работы Госдумы также серьезно изменился.

«Многие процедуры изменены, начиная с того, что если раньше кто-то выходил с законодательной инициативой, ее могли подписывать [все желающие депутаты], иногда численность составляла более 100 человек, то сейчас инициаторы законопроекта — только те, кто над ними непосредственно работали»,

пояснила она.

Также изменилось взаимодействие депутатов с правительством, особенно это коснулось подготовки НПА к законам. Так, переносы сроков подготовки актов сократились в 6,5 раз. 

«Это значит, что принятый закон, принятые вовремя нормативные акты дают людям уверенность в том, что закон заработает и качественно заработает»,

считает Ольга Савастьянова.

Кроме того, Комитет по контролю и регламенту стал теснее взаимодействовать со Счетной палатой и совместно искать не только точечные решения проблем, но и системные.

«Мы стараемся взаимодействовать со всеми заинтересованными организациями и структурами, детально прорабатывать решения, чтобы выходить на качественные меры, меняющие качество жизни наших граждан»,

рассказала депутат.

Скачать

Реформа контрольно-надзорной деятельности

Комитет по контролю и регламенту работал по вопросам избирательного законодательства, статуса депутатов и сенаторов и т. д. Но особенно глава комитета выделила реформу контрольно-надзорной деятельности.

«Было понятно, что точечными мерами не обойтись, нужна очень серьезная реформа. И такая реформа о контрольно-надзорной деятельности была задумана»,

объяснила парламентарий.

На площадке Госдумы были организованы обсуждения, которые позволили максимально учесть мнение и позицию всех тех, кого эта реформа коснется.

Так, в 2020 году было принято два очень важных закона: закон о муниципальном и государственном надзоре (контроле), который определяет все основные подходы проводимой реформы, и закон об обязательных требованиях (закон о регуляторной гильотине).

«Это очень важные законы, которые направлены на то, чтобы главными были не проверка и не контрольное мероприятие, а мероприятия, которые работали бы на упреждение, чтобы негативные последствия (с услугами, продукцией, организацией деятельности учреждения) не наступали. Вся система организации [контрольно-надзорной деятельности] продумана таким образом, чтобы она была для тех, кого проверяют, незатратной, неощутимой, но эффективной по результатам»,

обратила внимание депутат.

В весеннюю сессию депутаты приняли так называемый закон-спутник, который внес поправки в 132 отраслевых федеральных закона, чтобы с 1 июля полноценно начала осуществляться реформа контрольно-надзорной деятельности.

«Мы непросто сформировали базовые законы, а конкретные механизмы и инструменты, которые создают единое правовое поле, убирают дублирование и позволяют эффективно выстраивать эту деятельность»,

добавила глава Комитета по контролю и регламенту.

В заключение Ольга Савастьянова отметила, что в новом созыве Госдуме предстоит сделать очень много, чтобы на практике сложилось именно то, что прописано в этих принятых законах.

Скачать
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир