«Парламентская газета» формирует «доказательную историю»
У современного поколения появился новый тренд: молодежь требует доказательств исторических фактов, даже если о них рассказывают экскурсоводы государственных музеев. Это касается в том числе событий Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Очевидцев событий более чем 80-летней давности с каждым днем становится все меньше. Достоверность произошедших событий все чаще подтверждается лишь архивными документами. Проект «Письма из Ленинграда», осуществленный Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда и «Парламентской газетой» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, формирует отдельный пласт так называемой доказательной истории блокады Ленинграда, основанной на сохранившихся письмах 1941-1944 годов. Об этом участники проекта рассказали в понедельник, 20 ноября, на пресс-конференции в петербургском ТАСС.
Живы, здоровы, берегите себя
У петербуржцев и сегодня дома хранятся письма родных, которые они отправляли и получали в годы блокады. В этих письмах — история 900 дней жизни осажденного города. «Писем с фронта нет», «выходила дежурить около дома», «живы, здоровы», «одевайся теплее» сообщали о себе ленинградцы родным и близким на фронт или в эвакуацию.
Есть такие письма и в семье главного редактора «Парламентской газеты» Александра Коренникова: «У меня дома хранятся личные документы, фотографии бабушки и дедушки, которые встретились в блокаду», — рассказал журналист. Возникла мысль: такие письма — настоящее зеркало блокады. Более точное, чем книги, газетные вырезки и даже официальные документы. Ведь писали их живые люди, причем «не для печати». Так и возник проект «Письма из Ленинграда».
Идею показать широкой аудитории истории жителей города на основе писем еще летом 2023 года поддержала председатель правления общества «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Как она пояснила на пресс-конференции, такой банк информации необходим в первую очередь потому, что очевидцев блокадной истории города осталось совсем мало: когда-то это был миллион человек, сегодня — около 45 тысяч.
Архивы личных дел с письмами, дневниками, документами, рисунками и фотографиями предоставил Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — именно личные материалы, которые приносили горожане, и стали основой экспозиции воссозданного в 1989 году музея, рассказала его директор Елена Лезик: «Люди приносили нам целые связки документов из расселенных квартир или отдельные письма из собственного семейного архива, который бережно хранили долгие годы».
На языке молодежи
Елена Лезик обратила внимание, что обычно к письмам — особое отношение. В первую очередь потому, что они изначально не носят публичный характер. Они предназначались для личного прочтения адресатами. Поэтому с ними нужно работать очень аккуратно. Необходимо учитывать личность человека и обстоятельства, в которых он писал письмо: «Сегодня авторы писем из блокадного Ленинграда получили возможность оставить свой след в истории. Это позволяет заглянуть за завесу жизни блокадного Ленинграда. В этом есть некоторое человеческое смущение. Но это фрагменты одной большой трагической картины. Это материл очень тонкий. Это живые письма», — поделилась Лезик своими ощущениями от работы над проектом.
Главным замыслом стало передать память о событиях тех лет потомкам, отметил Александр Коренников: «Я думал, что такое блокада сегодня для школьников, для молодых людей, не ленинградцев. И я поймал себя на мысли, что и блокада, и война для многих становится не чем-то личным, а чем-то абстрактным, это глава из учебника, это эпизод из фильма, это зачастую псевдоисторические исследования».
С журналистом согласилась Елена Тихомирова: «Мы уже практически потеряли поколение 90-х. Многие годы школы этим не занимались, и нас не допускали». Сегодня те, кто родился в 90-е, — уже сами мамы и папы, и теперь важно не потерять новое поколение, опасается блокадница.
По мнению Елены Лезик, для общения с молодежью нужны новые форматы: «Сегодня молодежь, в том числе и приходя в наш музей, требует доказательств. Я даже изобрела такое понятие «доказательная история». Наш совместный проект — как раз воплощение такой доказательной истории».
Разговоры о важном
Задумывавшийся изначально как печатный, проект уже стал мультимедийным. Например, голоса блокадников «ожили» в видеоформате — их письма прочитали воспитанницы петербургского пансиона Министерства обороны. «Всего будет сделано более 40 роликов, в съемках которых примут участие ученицы 5-11-х классов», — рассказал продюсер проекта Александр Лукьянов.
Авторы также создали интерактивную карту блокадного города с адресами героев историй проекта.
«Письма из Ленинграда» доступны читателям печатной версии «Парламентской газеты» и посетителям сайта pnp.ru. Кроме того, историям блокадных дней, рассказанным от первого лица, посвящены отдельные каналы в «Дзен» и Telegram. Уже опубликованы 22 письма, всего их будет 42.
Сейчас редакция обсуждает возможности продолжения проекта, рассказал Александр Коренников. Тем более что на это есть и запрос общества. Так, ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов предложил сделать на основе «Писем» пособие для студентов.
«А депутаты петербургского Заксобрания подготовили обращение в Министерство просвещения с предложением включить элементы проекта в школьный курс «Разговоров о важном», — сообщил Коренников.