19 марта 2023 / 17:17
643
Время чтения ~5 минут

Парламентарии обсудили в рамках конференции «Россия — Африка» перспективы российского образования

В рамках Второй международной конференции «Россия — Африка» в воскресенье, 19 марта, завершилась дискуссия в формате круглого стола на тему «Парламентское сопровождение сотрудничества в области науки и образования». В частности, обсуждались вопросы популяризации российского образования в Африке.

Скачать

Открывая заседание, первый зампредседателя Госдумы Иван Мельников напомнил всем участникам, что при помощи СССР были подготовлены сотни тысяч специалистов и квалифицированных рабочих для стран Африки.

Начиная с 90-х годов наступил период, когда об этом успешном сотрудничестве пришлось говорилось только «в прошедшем времени». Затем постепенно некоторые традиции восстанавливались. За последние 13 лет число африканских студентов, обучающихся в России, выросло в три раза. В то же время все эти показатели нужно воспринимать лишь как стартовую основу,

сказал парламентарий.

По мнению первого вице-спикера, для успешного развития и будущего необходимо «отбросить всякую инерцию и постепенность, стратегически подумать и поговорить о настоящем и будущем, о том, какие импульсы приведут к новому качеству, к новому уровню взаимодействия».

Важно выстроить все на доверительной и взаимовыгодной основе. Именно это принципиально отличает подход России к сотрудничеству с нашими африканскими друзьями от тех форматов, которые представляют собой новые, не всегда явные, формы эксплуатации континента,

добавил Мельников.

Он подчеркнул, что в турбулентных условиях, когда расстановка сил меняется, Африка имеет возможность расправить плечи, избавиться от тех либо иных видов эксплуатации своего труда в научно-исследовательской области, когда коммерческая выгода уходит в страны западного мира.

Африканские коллеги сегодня ведут себя очень достойно по отношению к нашей стране: практически ни одна африканская страна, несмотря на колоссальное давление, не присоединилась к экономическим санкциям против России. Мы должны предложить сегодня Африке что‑то свое, что‑то особенное, потому что Африка сегодня лакомый кусок и для старых, и для новых игроков,

сказала директор Института Африки РАН Ирина Абрамова.

По ее словам, для России и африканских стран на сегодняшний день очень важен суверенитет — не только политический, но и экономический.

Экономического суверенитета невозможно достичь без прогресса в сфере технологий науки и образования. Я думаю, что Россия должна сделать упор в сотрудничестве с Африкой на эти направления,

сказала Абрамова.

Директор ИСАА МГУ Алексей Маслов со своей стороны выразил мнение, что наука и образование сегодня — это главные сферы сотрудничества РФ и стран Африканского континента.

Образование дает совершенно иную, свободную форму мышления. Поэтому сейчас и нам, и нашим африканским коллегам важно преодолеть постколониальный синдром, когда мы ориентировались на чужие стандарты и подходы,

сказал он.

Маслов обратил внимание, что сейчас в России набирает обороты подготовка новых специалистов-африканистов, которые способны понимать менталитет и знают языки континента. Так, в ряде российских средних школ в качестве дополнительных начинают преподаваться суахили и амхарский.

Замминистра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский сказал, что в настоящий момент в российских вузах обучается порядка 35 тысяч студентов из Африки, больше трети из них — представители Египта.

Мы хотим, чтобы наше образование стало еще доступнее для африканских студентов,

подчеркнул он.

Могилевский уточнил, что в соответствии с планом приема на 2021–2022 учебный год было выделено 2 100 мест набора по квоте для граждан из африканских стран на прошлый год — 2300, на предстоящий, 2023–2024 учебный год — уже 4 700 мест.

По его словам, Минобрнауки также прорабатывает вопрос возвращения Российскому университету дружбы народов имени конголезского политического деятеля Патриса Лумумбы. Так, в 2022–2023 году в университет поступило 992 человека из стран Африки. На сегодняшний день на очной форме обучается 2 198 человек из этих государств.

Мы придаем большое значение вкладу, который РУДН вносит в развитие российско-африканского образовательного сотрудничества. За все годы число выпускников РУДН из стран Африки составило более 14 тысяч человек: в их числе два президента, один премьер и 15 министров,

пояснил Константин Могилевский.

Первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев рассказал о взаимодействии с африканскими странами по вопросам открытия филиалов российских образовательных организаций СПО.

Такой запрос от наших партнеров с Африканского континента поступает, и мы готовы на него реагировать, 

сказал он.

Для продвижения русского языка в странах Африки Минпросвещения прорабатывает направление «Российский учитель за рубежом». По словам Бугаева, благодаря работе российских специалистов удается наладить тесные связи. Так, перспективы успешной работы этой программы есть и на Африканском континенте.

Изучение русского языка — еще и способ взаимопроникновения наших культур. И здесь большое значение мы уделяем работе с нашими детскими организациями. В рамках деятельности наших центров, таких как «Орленок», «Смена», «Океан», мы всегда рады видеть наших партнеров из африканских стран»,

сказал первый замминистра просвещения.

Вице-президент Национальной Ассамблеи Парламента Мадагаскара, глава делегации Оноре Расулундзатуву со своей стороны поблагодарил коллег из парламента РФ за инициативу провести эту конференцию, а также за выбор темы для дискуссий.

Мы прямым образом заинтересованы в разработке законов и нормативных актов, которые позволяли бы нам достаточно финансировать и образование, и науку. И с нашей точки зрения те бюджетные ассигнования, что выделяются для этой сферы, недостаточны,

отметил Оноре Расулундзатуву, рассуждая о ситуации в своей стране.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен