В Думе обсудили правовое регулирование суррогатного материнства
В рамках круглого стола на тему «Что изменится в правовом регулировании суррогатного материнства?» члены комитетов Госдумы по охране здоровья Татьяна Цыбизова и по образованию и науке Татьяна Касаева рассказали, как может измениться законодательство в этой сфере.
Весной текущего года Правительство РФ одобрило законопроект «О суррогатном материнстве». Документ предлагает внести изменения в Семейный кодекс и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», которые позволят мужчине и женщине вне зависимости от нахождения в зарегистрированном браке, а также одинокой женщине, согласившейся на суррогатное материнство, быть записанными родителями появившегося ребёнка. Они получат юридическую защиту в процессе возможного оспаривании отцовства или материнства после внесения записей в книгу записей рождений.
В ходе обсуждения член Комитета по охране здоровья Татьяна Цыбизова отметила, что Россия входит в список стран, в которых суррогатное материнство официально разрешено. Однако до сих пор нигде не закреплены права суррогатной матери и биологических родителей ребенка. Член Комитета по образованию и науке Татьяна Касаева также подтвердила, что Семейный кодекс суррогатное материнство регулирует лишь частично.
По словам Цыбизовой, законопроект о госрегистрации рождения ребёнка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий практически готов к рассмотрению в Госдуме. Она напомнила, что разработанный Председателя Комитета по охране здоровья Дмитрием Морозовым законопроект уже получил положительное заключение Правительства. Депутат не исключила, что на смену термину «суррогатное материнство», имеющему в настоящее время негативный оттенок, может прийти «донорское материнство».
«Все акушерское сообщество, медицинское профессиональное сообщество понимает, что это донорство, раз, что это донорство, которое в 99,9% случаев заканчивается без ущерба для организма донора (…). Отсюда вытекает, что это нужное дело (…), и раз возникают темы о том, как запретить, значит должна возникнуть и другая линия, как сделать это безопасным и абсолютно легитимным»,
По её словам, с распространением случаев суррогатного материнства появилась и соответствующая судебная практика, поскольку сегодня Семейный кодекс регулирует эту сферу лишь частично. Законопроект, в частности, распространяет родительские права в случае рождения ребёнка от суррогатной матери на лиц, не состоящих в браке, и на одиноких женщин, тогда как сегодня родителями в книге записей рождения записываются только лица, состоящие в браке.
При Комитете по охране здоровья, как сказала Цыбизова, «создана рабочая группа, которая занимается этим документом», и депутаты планируют вынести его на рассмотрение палаты до нового года, подчеркнув, что закон должен будет ответить на многие нерешённые вопросы в сфере правового регулирования.
«В случае с суррогатным материнством у нас в стране действительно достаточно правовых пробелов и коллизий. Правоприменительная практика это уже показала, она сложилась, потому что определенные судебные решения есть по вопросам суррогатного материнства»,
Член Комитета по образованию и науке отметила, что «законодателям надо очень постараться, чтобы эту очень тонкую материю облечь в букву закона для того, чтобы эти законы (…) были прозрачными, четкими, чтобы любая семья, которая решит воспользоваться услугами (…) суррогатного материнства, четко знала правила игры». Какие могут быть негативные и позитивные последствия, по ее словам, очень важно.
Депутат также уточнила, что действующий Семейный кодекс не регулирует компенсации суррогатным матерям. Кроме того, в законе не прописаны последствия отказа суррогатной матери отдать ребёнка биологическим родителям. Как считает Касаева, «поэтому и нужен закон, который пропишет права и обязанности сторон, а также поставит ограничения и введёт ответственность».