9 августа 2021 • 11:38
2273

ОСАГО прощается с ТО

Президент России Владимир Путин 2 июля подписал закон об отмене обязательного проведения технического осмотра автомобиля для получения полиса ОСАГО.

На сегодняшний день обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется лишь при условии проведения государственного технического осмотра или техосмотра, проведение которого предусмотрено законодательством этой области.

Закон сформировался из-за недостатка в России мест, где автовладельцы могут получить диагностическую карту.

С 22 августа данный закон вступит силу. В результате для получения полиса ОСАГО водителю не понадобится предоставлять диагностическую карту и подтверждать прохождение техосмотра.

«Автовладельцы освобождаются от обязанности предоставлять в момент заключения договора ОСАГО документ о прохождении технического осмотра транспортного средства»,

отмечал ранее Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Зампредседателя Комитета ГД по транспорту и строительству Владимир Афонский обратил внимание, что закон распространится не на всех.

«Это послабление не коснется легкового такси, автобусов и грузовых автомобилей, для них сохранена обязанность проходить технический осмотр транспортного средства»,

подчеркнул парламентарий.

Штрафы за отсутствие ТО

Зампредседателя думского комитета отметил, что с 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция Кодекса об административных правонарушениях.

«За отсутствие техосмотра будет применяться штраф в 2 тысячи рублей. Штрафовать будут в автоматическом режиме. На это будут настроены камеры фотовидеофиксации, но не чаще одного раза в сутки. То есть за неделю вождения на транспортном средстве без техосмотра автовладелец заплатить государству 14 тысяч рублей»,

сказал он.

Что по стоимости ОСАГО?

Владимир Афонский уточнил, что в настоящее время наличие диагностической карты никак не влияет на цену страхового полиса, но как только документ будет исключен из перечня обязательных, то ценовая политика ОСАГО может измениться.

«Каждая страховая компания будет вправе самостоятельно определять факторы риска. Это означает, что страховщики смогут учитывать наличие диагностической карты при отсутствии расчета стоимости ОСАГО»,

пояснил депутат.

Документы, пожалуйста

Парламентарий рассказал, какие документы нужны для получения страхового полиса после того, как отменят предоставление диагностической карты:

- паспорт гражданина РФ;

- ИНН, если это юридическое лицо;

- свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;

- водительское удостоверение;

- документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство.

«И таким образом, страховщикам понадобится проверять меньше документов, а автовладельцам – меньше предоставлять»,

отметил он.

Регресс от страховой

ОСАГО производит выплату потерпевшему при любых обстоятельствах, даже если виновник ДТП находился в состоянии опьянения. Но у страховых компаний также есть право потребовать у виновника ДТП возмещение ущерба, которое он причинил транспортному средству, жизни и здоровью третьих лиц. Это право называется регрессным требованием страховой компании или регрессом.

«Если произойдет ДТП по причине неисправности вашего автомобиля и у вас не будет действующего техосмотра или срок диагностической карты истечет, то по закону будет наложен регресс от страховой компании. Это ситуация, когда сначала страховщик выплачивает все потерпевшей стороне, но затем взыскивает всю эту сумму выплаты с виновного, то есть с того человека, который нарушил правила дорожного движения»,

рассказал зампредседателя комитета.

 

Как разъясняет Российский союз автостраховщиков, страховая компания может применить регрессивное требование в ряде случаев:

- причинен тяжкий вред жизни или здоровью потерпевшего;

- водитель находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения;

- у водителя отсутствовали права на автотранспорт (речь идет о случаях, когда прав вообще нет, нет нужной категории прав или водитель был лишен прав);

- водитель скрылся с места ДТП;

- водитель не был вписан в страховку ОСАГО;

- ДТП произошло за пределами указанных дат в страховом полисе (если куплена страховка на неполный год с ограниченным периодом использования автомобиля);

- виновник в ДТП не отправил автомобиль на экспертизу или сделал ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП;

- у автомобиля не пройден техосмотр – только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов;

- у автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность;

- при оформлении документов на ОСАГО были предоставлены неверные сведения, которые уменьшили стоимость страхового полиса;

- виновный в ДТП был за рулем автомобиля с прицепом, который в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).

Другие нововведения

Среди наиболее значимых нововведений Владимир Афонский выделил электронный формат диагностической карты и полиса ОСАГО.

Кроме того, госинспекция безопасности дорожного движения может аннулировать диагностическую карту.

«ГИБДД может аннулировать карту, если выяснится, что она у владельцев ТО и у водителей есть, но фактически на пункт техосмотра машина не заезжала. Например, сотрудникам ГАИ станет известно о том, что водитель купил диагностическую карту страхового агента при оформлении страховки, для это вводится обязательно фотофиксации процедуры прохождения технического осмотра утвержденная в приказе Министерства транспорта»,

заключил депутат.

Есть нюансы

Автоюрист Константин Юрков считает, что новый закон является некой ловушкой для автовладельцев.

«С одной стороны, это положительный момент, а с другой, для водителей это некая ловушка, потому что если водитель попадет в ДТП и у него не будет техосмотра, то это основание для того, чтобы не выплачивать страховку. По сути, водитель допускает управление без техосмотра, но при этом может наступить такой неприятный момент, что страхования компания может отказать при ДТП»,

отметил эксперт в беседе с «Думой ТВ».

Оптимальным вариантом сделать так, чтобы ТО не влияло на выплаты страховой компании, подчеркнул автоюрист.

«Надо сделать так, чтобы водитель, имеющий страховку и при отсутствии диагностической карты, имел право получить все-таки страховое возмещение при ДТП, потому что, с одной стороны, техосмотр не нужен, но для получения страховой выплаты необходим»,

сказал Константин Юрков.

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: Записки экскурсовода | Далее в 23:50: Законы. Октябрь 2021