Главное
Новый закон о такси с 1 сентября 2023 года: что изменится в транспортной отрасли и что нужно знать?
4 августа 2023
639
Время чтения ~ 5 минут

С 1 сентября 2023 года в России вступил в силу новый закон о такси, который призван повысить безопасность поездок и окончательно вывести отрасль такси из тени. Закон предъявляет новые требования к агрегаторам, водителям, виду автомобиля, а также предусматривает создание федеральной системы ФГИС "Такси" и региональных реестров.

ОСНОВАНИЕ

«Закон о такси» № 580-ФЗ, регулирующий деятельность рынка легковых перевозок, был принят в конце прошлого года. На его подготовку ушло несколько лет.

Благодаря новому закону службы заказа такси и агрегаторы начнут нести ответственность перед пассажирами, а поездки станут безопаснее: снизится риск передачи заказов нелегальным мигрантам и неквалифицированным водителям. При этом шоферы будут соблюдать режим труда и отдыха, благодаря чему перестанут перерабатывать, а риски попасть в ДТП уменьшатся.

Ещё одно из ключевых нововведений - это прямой и быстрый доступ в отрасль для самозанятых, который обеспечит приток исполнителей и поможет им получать дополнительный доход.

По старым правилам самозанятым нужно было иметь статус индивидуального предпринимателя для вхождения в отрасль.

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ АГРЕГАТОРОВ

Впервые в нормативных актах отражена деятельность организаций, которые принимают и передают заказы перевозчикам.

Агрегаторы такси становятся полноправными участниками процесса предоставления услуги перевозки с правовой ответственностью и получают статус «службы заказа легкового такси».

Одно из главных нововведений – создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) легкового такси, в которую войдут три реестра.

В первом будет содержаться информация о службах заказа такси.

Во втором – данные об автомобилях и их собственниках.

В третьем – сведения о компаниях и лицах, получивших разрешения на работу в такси.

Теперь заказы будут приходить при условии проверки перевозчика, водителя и автомобиля по всем реестрам.

Также по новому закону в салоне такси должен быть указан номер записи из реестра, информация о водителе и перевозчике, срок действия и номер разрешения на перевозку.

Кроме того, обязательно номер автомобиля и контактный телефон для жалоб.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе региональные власти смогут устанавливать минимальный тариф: за поездку, покилометровый, поминутный или комбинированный.

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

К шоферам такси появляются дополнительные требования. У них не должно быть судимости за ряд тяжелых преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой и др.), не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, трех и более неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, а также повторного лишения прав.

Водители смогут работать только в пределах того региона, где получили разрешение на перевозки.

Региональные власти получили возможность вводить для таксистов обязательную аттестацию на знание населенного пункта, где им предстоит работать.

Местным властям также дано право устанавливать около вокзалов и аэропортов специальные зоны, на которых только водителям такси разрешено будет предлагать свои услуги.

Теперь граждане смогут стать водителями такси в качестве самозанятых без создания ИП, заключив договор со службой заказа. При этом перед рейсами им придется проходить медосмотр и техосмотр, а также заполнять путевой лист.

Расходы на это возьмут на себя сами ИП и самозанятые.

Водители в статусе ИП смогут продолжить работать либо на себя, либо на службу заказа.

Вместе с этим все водители будут обязаны соблюдать время труда и отдыха.

Теперь таксист сможет работать на линии не более 12 часов, а максимальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов.

ИЗМЕНЕНИЯ ПО ОСАГО

Водителям такси, в том числе самозанятым и работающим по ИП, потребуется иметь полис ОСАГО для перевозчиков.

Впервые, благодаря нововведениям, агрегатор несет совместную ответственность с перевозчиком, если страховка ОСАГО не покрывает вред пассажиру.

Теперь агрегаторы прописаны в законе как "служба заказа легкового такси".

Это значит, что вводится субсидиарная ответственность агрегаторов за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира в случае ДТП.

Совместная ответственность предполагает, что есть основной ответчик - перевозчик, но, если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне - агрегатору.

На сегодняшний день все крупные службы заказа легкового такси уже предлагают механизмы добровольного страхования водителей и пассажиров во время поездки.

Новый закон закрепляет эту практику и делает её обязательной.

Солидарная ответственность также действует в случае, если заказ попал перевозчику с аннулированным или отсутствующим разрешением (по новому закону из-за отсутствия специализированного ОСАГО текущее разрешение может быть приостановлено или аннулировано).

Законом также предусмотрена полная ответственность перед пассажиром за некорректные данные о том, кто будет его везти.

ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ АВТОМОБИЛЕЙ

Закон о такси наделяет региональные власти правом устанавливать дополнительные требования - например, к цвету кузова легковых такси, минимальному экологическому классу автомобиля.

На федеральном уровне установлено лишь требование иметь на машине «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и фонарь оранжевого цвета на крыше».

Ответственность за нарушения этих правил описана в КоАП, пока она не поменялась. Но изменения возможны, поэтому рекомендуем следить за обновлениями законодательства. 

Тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу, менять внешний вид машин не придется.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ

Тем, кто работает на таксопарк:

- справка об отсутствии или наличии судимости.

Самозанятым водителям (кто сотрудничает с сервисом напрямую или через таксопарк по агентскому договору):

- справка об отсутствии или наличии судимости;

- разрешение на деятельность перевозчика;

- если поездки выполняются на собственном автомобиле - его надо внести в реестр легковых такси, он свой в каждом регионе.

Таксопаркам, имеющим своих водителей и автомобили:

- разрешение на деятельность перевозчика - после этого таксопарк окажется в реестре перевозчиков;

- внесение своих автомобилей в реестр легкового такси.

Тем, кто сдаёт автомобили в аренду: 

- внесение в реестр легкового такси автомобилей, которые будут сдавать в аренду перевозчикам.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен