Главное
Навязывание дополнительных услуг с точки зрения закона
8 сентября 2023
386
Время чтения ~ 6 минут

19 октября Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штраф за навязывание потребителю дополнительных услуг и товаров. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Какой штраф теперь грозит нарушителям и как отказаться от навязанного сервиса, давайте разберемся.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Частями 2.1 и 4.1 дополнена статья 14.8 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Введен штраф за навязывание потребителю дополнительных платных товаров, работ или услуг до заключения договора о покупке основного продукта: для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей, для компаний – от 20 000 до 40 000 рублей (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Еще появился штраф за уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав: для должностных лиц – от 15 000 до 30 000 рублей, для компаний – от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Навязывать покупателям дополнительные услуги нельзя было и раньше.

По закону «О защите прав потребителя» покупатель имеет право отказаться от заключения дополнительных договоров во время покупки товара. Навязывание таких услуг и аксессуаров нарушает законодательство, а именно статью 16 вышеназванного закона «О защите прав потребителя», которая гласит, что убытки, которые «были причинены потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара услуги (работ), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

ЧТО ТАКОЕ НАВЯЗЫВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Навязывание – это когда говорят, что вы не можете приобрести основной продукт, если не купите к нему дополнение, например, подписку на услуги или дополнительных страховых услуг. Законом о защите прав потребителей запрещается так делать.

Примеры навязывания дополнительных платных услуг без согласия потребителя:

- оформление дополнительной гарантии при покупке технически сложных товаров;

- заключение договора страхования с конкретной компанией при покупке автомобиля;

- навязывание банками дополнительных услуг при получении потребительского кредита;

- установление дополнительных услуг, связанных с содержанием общего имущества дома при отсутствии их в перечне (установка систем видеонаблюдения, сигнализации, охраны);

- включение дополнительной страховки при заказе авиабилетов, проездных билетов через сеть интернета и т.д.

Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель письменно подтвердил свое согласие и не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.

Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТОВАР УСЛУГУ (РАБОТЫ) НАВЯЗЫВАЮТ

Четко обозначьте ваше нежелание приобретать дополнительные товары или услуги. Скажите «нет» и сошлитесь на Закон о защите прав потребителей. Часто этого достаточно.

Будьте начеку. Недобросовестные продавцы рассчитывают на то, что потребителям недостает юридических знаний и они не станут отстаивать свои права до конца.

Не поддавайтесь на уговоры, обещания или давление. До подписания договора внимательно ознакомьтесь с его содержанием. Особое внимание уделите мелкому тексту – обычно там таится подвох.

Обратитесь с претензией, если вы оказались в «навязчивом плену».

В претензии обозначьте, кому ее направляете.

Не забудьте оставить свои данные, в том числе телефон и электронную почту для связи, а также адрес для направления ответа (решения на претензию).

Напишите, куда вам отправить ответ – например, на указанный в ней адрес электронной почты.

Со ссылкой на Закон о защите прав потребителей напомните, что запрещено навязывать товар услуги (работы) и включать незаконные условия в договор. Даже если вы подписались под такими условиями, они незаконны априори (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Сразу же предупредите, что в ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за навязывание товаров, работ или услуг и безосновательный отказ в рассмотрении претензии потребителя.

Далее точно сформулируйте свои требования.

Например: «Прошу вернуть уплаченные за дополнительную услугу (указать какую) 5000 рублей и выплатить компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей».

Укажите реквизиты счета, на который необходимо перевести денежные средства.

Можно пригрозить, что в случае неисполнения требований вы будете жаловаться в надзорные органы и обратитесь в суд.

Если сохранились переписка и документы, доказывающие навязывание вам товаров или услуг, приложите скриншоты и копии к претензии.

Не забудьте перечислить их в конце текста.

Все проверьте и поставьте дату и подпись.

Если вашу претензию проигнорировали, необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

Обычно компании охотнее реагируют, когда появляется угроза навещения сотрудниками надзорных органов.

Также жалобу можно подать в профильный надзорный орган. Например, на банк нужно жаловаться в Центральный банк РФ, на сотового оператора – в Роскомнадзор.

Еще есть смысл обратиться в прокуратуру. Правда, не исключено, что они передадут вашу жалобу в профильный надзорный орган.

Жалобы надо писать в двух экземплярах, чтобы один оставить у себя.

Сохраняйте чеки и письменные сведения об отправке жалобы-претензии.

Если обращаетесь онлайн, сохраните скрины письма и все сообщения, подтверждающие о его отправке.

Если ничто не помогает, подайте иск в суд.

Но нужно понимать, что судебный процесс длится долго и требует финансовых затрат. Поэтому перед подачей иска необходимо собрать доказательства и убедиться, что ваши требования основаны на законе. А главное – не в убыток вам.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по месту нахождения продавца или исполнителя. Номер телефона должен быть указан на стенде (уголке) потребителя.

Также можно написать через электронную приемную с помощью учетной записи на портале госуслуг.

В обращении в свободной форме изложите проблему и прикрепите фотографию чека и скрины переписки.

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА УСЛУГИ

Покупатель вправе сам решать, участвовать в акции или нет. А продавец обязан заранее сообщить устно - точные условия акции, чтобы скидка действительно была скидкой, а не распределением части цены товара между покупками, которые покупателю не нужны. Также условия акции должны быть отражены в ценнике.

Это же касается скидки по акциям на дополнительные услуги.

Продавать один товар при условии покупки другого товара незаконно. Если покупатель пришел только за чайником, навязывать ему дополнительные товары – например: чайный сервиз, нельзя.

Чек должен содержать полную и достоверную информацию о покупке, которую покупатель и продавец обсудили до оплаты. Подарок может быть оформлен со стоимостью 0 рублей или не указан вовсе, иначе это не подарок, а покупка.

Чтобы избежать навязанных покупок, не предоставляйте продавцу паспорт по первому требованию без объяснения причин. Особенно это касается салонов связи, где на вас по вашему паспорту могут продать вам симку без вашего согласия.

Продавец может попросить у покупателя паспорт только в определенных случаях. Например, если человек покупает алкоголь или сигареты, а продавец сомневается, что покупателю есть 18 лет. Еще паспорт могут попросить в магазине дорогих ювелирных изделий, потому что в этом случае продавец обязан передать сведения в Росфинмониторинг.

Не уходите из магазина без чека. А при покупке сложной техники без заполненного гарантийного талона с печатью и подписью продавца - так вам будет проще защитить свои права в случае необходимости.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир