Морозов: данные Счетной палаты свидетельствуют об остроте кадровых вопросов здравоохранения и образования
Объективные данные, представленные Счётной палатой, свидетельствуют об остроте кадровых вопросов здравоохранения и образования. Об этом во время «правительственного часа», который посвящен кадровому обеспечению медицинских и образовательных организаций, заявил глава Комитета ГД по контролю, депутат фракции «Единая Россия» Олег Морозов.
Но даже эти тревожные цифры проигрывают общественным настроениям. По данным Народного фронта, 86% респондентов сообщили о том, что на собственном опыте ощущают нехватку медицинских работников. При этом 53% из них заявили, что не раз сталкивались с ситуацией, когда нужного врача просто не было в том или ином учреждении здравоохранения. Только 2% опрошенных назвали работу в сфере образования престижной. При том, что каждый третий считает учителя наставником. И это второй показатель после родителей. То есть, налицо колоссальный разрыв между значимостью профессии и ее престижностью,
По словам Морозова, избиратели наиболее остро ощущают нехватку именно тех врачей, в помощи которых они нуждаются особенно часто. В первую очередь речь идет о врачах участковой службы, терапевтов и педиатров.
Об этом они нам говорят на встречах, и это подтверждается объективными данными. Также от избирателей мы знаем, насколько разительно отличается кадровая ситуация в крупных и малых городах, а также в сельской местности. Причём, чем ближе к земле, тем острее проблема,
По данным Счетной палаты, в 43 субъектах федерации отток медицинских кадров из государственных учреждений здравоохранения превышает их приток. Ежегодно порядка 35% выпускников-бюджетников в системе высшего и 40% среднего профессионального медицинского образования в дальнейшем не работают в государственной медицине. То есть мы с вами как налогоплательщики оплачиваем их обучение, но не получаем от них отдачу в государственном секторе,
В 2024 году число вакансий возросло. При этом около 30% из них приходится на долю сельских школ. Растет уровень нагрузки на одного работника по всем формам образования, а в школах она приближается к двум ставкам на одного педагога. В вузах обостряется проблема старения кадров. Около половины преподавателей люди старше 60 лет. При этом численность преподавателей моложе 30 лет составляет менее 5%,
Требования президента и депутатов услышаны. Мы неоднократно, ну на моей памяти более пяти раз, в разных постановлениях обращали внимание на эту проблему. Мы видим, что насыщение медучреждений врачами имеет позитивную тенденцию, чего не скажешь о среднем медперсонале. На педагогические специальности в вузах и ССУЗах набор увеличивается, в том числе меняется ситуация в подготовке кадров в сфере математического и естественно-научного образования, на нехватку которых обращал недавно внимание президент. При этом мы категорически против попыток «лакировать» ситуацию при помощи всяческих формальных манипуляций с цифрами и заполнения вакансий наспех переподготовленными специалистами. Нехватка кадров - комплексная и сложнейшая проблема, включающая в себя и уровень оплаты труда, и жилищные условия молодых специалистов, выравнивание их материального обеспечения по регионам и иные социальные гарантии,
Сам этот подход мы поддерживаем, причем он должен распространяться не только на бюджетников, но и на студентов, обучающихся на платной основе. Понимая все эти вызовы, Комитет предлагает сделать постоянным мониторинг всех обозначенных проблем, регулярно информировать Палату о происходящих изменениях и опереться в этой работе на постановление, которое будет принято по итогам сегодняшнего обсуждения,
В Госдуме проходит «правчас» о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций, в котором принимают участие профильные министры, а также вице-премьер Дмитрий Чернышенко.