8 октября 2021 • 00:00
4612

На новый лад

27 сентября депутат Государственной Думы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Документ направлен на совершенствование механизма работы власти в регионах и изменит ряд норм. В частности, он затронет губернаторские сроки и порядок досрочной отставки глав региона. В том, как еще он повлияет на региональные власти, разбиралась «Дума ТВ».

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин рассказал, что Совет Думы, который состоялся 1 октября, принял законопроект к рассмотрению. 

«Это продолжение работы по выстраиванию в соответствии с новыми положениями Конституции единой системы публичной власти. Ранее уже были приняты законы о Правительстве и о Госсовете. Законопроект направлен на создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны и каждого ее субъекта в отдельности»,

написал он ранее в своем Telegram-канале.

Спикер Госдумы убежден, что результатом принятия закона должно стать «четкое распределение полномочий, установление ответственности должностных лиц, повышение уровня открытости, подотчетности органов власти».

Отдельно законопроектом предусмотрено, что губернаторы могут избираться более чем на два срока подряд.

Пресс-секретарь Президента России Владимира Путина Дмитрий Песков напомнил, что президент является сторонником сменяемости власти, но это не должно быть навязчивой идеей, которая мешает работе.

«Все хорошо в меру. Вы знаете, что в большинстве вопросов президент является сторонником сбалансированного подхода»,

сказал Песков.

Цели и задачи

Законопроект направлен на создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны и каждого ее субъекта в отдельности — в интересах граждан, общества и государства.

Как отметил один из авторов, глава Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, проект закона подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти.

Парламентарий также подчеркнул, что законопроект совершенствует механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти, действующих на территории субъектов РФ и продолжает выстраивать модель единой системы публичной власти на территории каждого региона.

В проекте закона закрепляются принципы деятельности органов власти: обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; верховенство Конституции РФ; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях — на федеральном, региональном и муниципальном; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.

Также уточняются и основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ, в решении задач местного самоуправления, а также определяются органы, которые входят в систему публичной власти. 

Кроме того, документ устанавливает право федеральных органов исполнительной власти на участие в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора.

Законопроектом предлагается также закрепить, что официальным наименованием должности высшего должностного лица является «глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. Это лицо осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов. Проектом закона предлагается также закрепить норму об избрании глав регионов сроком на пять лет (сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать 5 лет).

Подводные камни

Павел Крашенинников рассказал, что новый закон о региональной власти не повлечет за собой переименование губернаторов в глав регионов. 

«Я с удивлением увидел на лентах, что теперь губернаторов не будет, а будут только главы. Есть высшие должностные лица — главы регионов. Специально говорится, что название может быть самым разным, в зависимости от национальных и территориальных условий. Поэтому как был губернатор, так он и остается», 

отметил он. 

Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ — независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной Думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте.

Крашенинников обратил внимание, что некоторые положения закона направлены на изменение полномочий глав субъектов. В частности, в случае отрешения от должности, — если президент выразил недоверие.

«Здесь указана возможность объявить выговор, предупреждение — их раньше не было. От названия в данном случае ничего не зависит. Точно так же, как и заксобрание. Оно может быть заксобранием, госсоветом, думой», 

подчеркнул глава думского комитета. 

Также устанавливается порядок внесения регионами законопроектов на рассмотрение Государственной Думы. 

Что касается срока избрания главы региона и законодательного органа субъекта РФ — это будут решать сами субъекты РФ.

«У них есть уставы, Конституция, они сами там решают этот вопрос. Мы говорим о том, что пятилетний срок для высших должностных лиц и для законодательного собрания. Когда стали готовить текст, то увидели, что фактически так и есть. Поэтому не стали давать возможностей больше или меньше. Просто установили это для пятилетнего срока», 

рассказал Павел Крашенинников 

В новом законе также уточняются основные права и обязанности субъектов РФ. Также, например, документ регулирует вопросы передачи регионам новых полномочий.

«Все прописано: как это осуществляется, какие органы это будут делать, кто является инициатором, когда нужно возвращать обратно и так далее. Аналогичная история, когда субъект передает муниципалитету полномочия. Такие ситуации тоже возможны»,

отметил депутат.

Кроме того, законопроектом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта.

Основная часть положений проекта, в случае принятия закона, вступит в силу с 1 июня 2022 года. Отдельные главы (в том числе, общие положения, нормы о сроке рассылки законопроектов и о государственном контроле) вступят в силу со дня официального опубликования закона.  Главы 7 и 8, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности, могут вступить в силу с 1 января 2023 года.

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: Пленарное заседание ГД (прямая трансляция) | Далее в 16:00: История российского парламентаризма