Маркировка шин и покрышек в Российской Федерации подходит к концу, с марта 2021 года оборот и хранение немаркированных остатков в РФ будут запрещены.
Сведения о производителе шин, стране ее происхождения, ее перемещениях от производства до торговой точки собираются в информационной программе «Честный знак».
Благодаря маркировке шин, автомобилисты могут быть уверены в качестве и происхождении шин: с кодом — честная шина.
Как работать с маркированными шинами?
И производителям, и оптовикам, и розничным продавцам, чтобы проводить маркировку шин и работать с ними, требуется специальное оборудование и ПО. В первую очередь нужна усиленная квалифицированная электронная подпись для маркировки шин, программа электронного документооборота и сканер штрих-кодов. Производителям и импортерам шин этого достаточно, а дистрибьюторам и магазинам, торгующим шинами, для маркирования шин нужна регистрация товароучетной программы. Розничным продавцам необходима онлайн-касса — и допсоглашение с оператором фискальных данных (ОФД).
Регистрация в системе маркирования
На базе электронной подписи в системе «Честный знак» будет сформирован профиль пользователя. В программу нужно внести информацию о товарной группе шин и тип участника.
Новый пользователь должен представить описание шин, которые он производит, ввозит или реализует. Подробная информация о товаре повышает доверие к организации, поэтому чем подробнее пользователь опишет свою шину, тем лучше. Следующий этап работы — заказ идентификаторов, для каждой из шин потребуется свой код. Когда они будут готовы, нужно скачать на компьютер пдф-файл и распечатать из него коды.
После их нанесения при выпуске, возврате, переоценке, ввозе и маркировке остатков шин товары необходимо ввести в оборот. Это делают в разделе «Документы».
Каким шинам нужна маркировка?
Соблюдать маркировку шин обязательно для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, мототехники. Также нуждаются в маркировке автомобильная резина для сельхозмашин, горного, промышленного и строительного транспорта.
Не нужно маркировать авиационные и велосипедные шины, маркировки не требуют также резиновые камеры, ободные ленты. Бывшую в употреблении или восстановленную шину тоже нет необходимости маркировать.
Успеть до марта
Остатки шин надо обязательно провводить через процедуру маркировки. Складские остатки, как и свежедоставленные перед заказом идентификационных отметок нужно описать в «Честном знаке» — ввести в систему свой ИНН, модель автошины, код ТН ВЭД и товарный знак. После этого можно заказать идентификаторы для обязательной маркировки, вывести коды — и произвести маркировку, наклеив код на каждую шину.
Как маркируют автошины?
Основное требование к коду, который будет нанесен на шину — неотделимость без повреждения. Имеется в виду, что промаркированная шина дойдет до покупателя с наклейкой, нанесенной производителем — или зависнет у нарушителя, попытавшегося переклеить код на менее качественную шину. Потому что если код испорчен — нужно запросить новый и провести маркировку заново, а при строгой отчетности неизбежно возникнут вопросы, откуда у посредника или продавца немаркированная шина.
Распечатывать коды и производить маркировку шин рекомендуют в тепле.
В каком месте на шине следует крепить код, законодательно не определено, но чаще всего его помещают на боковую поверхность или протектор. Проводить маркировку с использованием скотча не стоит, упаковочная пленка тоже помешает сканировать шину в дальнейшем.
Как торговать шинами с маркировкой?
Продают такие автошины через онлайн-кассу. Они должна быть настроена на работу с маркировкой, считывать идентификационные коды, печатать чеки в особом формате — с маркировочной пометкой — и передавать сведения о продукции и кодах в ОФД и систему.
Как происходит продажа: оператор сканирует маркировку и проводит товар через кассу. Все необходимые данные о продаже отправляются в ОФД и систему маркирования автоматически. При первой продаже маркированного товара советуют проверить в личном кабинете, выбыла ли шина из системы.
Отступление — и наказание
Маркировку шин должны произвести все производители, импортеры, дистрибьюторы и розничные продавцы шин и покрышек. Если какой-то из участников бизнеса опоздает со сроками и на его складе останется хотя бы одна шина без маркировок, это еще ничего не значит. Но пускать в оборот шину не промаркированные нельзя, торговля такими шинами запрещена. Если шина промаркирована неправильно или отсутствуют какие-то реквизиты, а шину нашли в продаже — тоже последует наказание.
Если на шине не найдут надлежащие отметки, физлицо заплатит 2-4 тыс., ИП — 5-10 тыс., юрлицо до 300 тыс. рублей.
Если шину промаркировали с нарушениями, ИП оштрафуют на 5-10 тыс,, юрлицо — на 50-100 тыс. рублей.
Причем с неправильными шинами нарушителю придется попрощаться — таким шинам предстоит конфискация.