5 июля 2021 / 12:36
1529
Время чтения ~5 минут

Левчук отметил колоссальный труд ГД над приведением законодательства в соответствие с Конституцией

Скачать

Госдума седьмого созыва проделала колоссальную работу по приведению всего законодательства в соответствие с обновленной Конституцией. Но этот результат будет иметь большую значимость только в том случае, если эта политика будет продолжена депутатами восьмого созыва. Такое мнение выразил доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук Сергей Левчук.

Он напомнил, что во исполнение поправок в Основной закон изменения были внесены в 180 федеральных законов.

«Внести изменения в 180 законов – это очень колоссальный труд работы Думы седьмого созыва. И надо сказать, что эта работа была проделана очень тщательно и аккуратно»,

сказал Сергей Левчук в беседе с «Думой ТВ».

В реализацию поправок свои предложения и инициативы законодательно выдвинул Президент России Владимир Путин: 21 законопроект поступил от главы государства. Шесть законопроектов – от Госдумы. То есть работа с поправками началась буквально с момента их принятия, сообщил он.

В первую очередь эксперт отметил, что до поправок в Конституцию Госдума имела недостаточно широкий спектр полномочий. По его словам, многие специалисты оценивали ее статус как не совсем полноценный, особенно в части формирования правительства.

«Именно поправки, которые привели в тому, что Госдума практически утверждает или предлагает кандидатуры в члены правительства, за исключением силового блока, и их утверждает и принимает президент, это очень важно дополнение к тем функциям, которые имел парламент. Во всяком случае это резко увеличивает ответственность депутатов Госдумы»,

считает эксперт.

До принятия поправок эта функция была крайне слабо реализована в Конституции, но теперь парламент получил исключительно сильные полномочия по контролю над исполнительной властью. В этом заключен один из важнейших постулатов, идейных основ сущности демократии, подчеркнул доцент РЭУ.

Во-вторых, увеличилась социальная база поддержки публичных органов госвласти.

«В системе поправок присутствует очень важный принцип – участие населения в управлении государством, причем огромное значение отдается институтам гражданского общества. Но все это имеет одну общую цель – повышение эффективности организации и функционирования публичной власти. Эта была очень важная задача, поставленная поправками и в полной мере реализованная за столь небольшой промежуток времени»,

обратил внимание Сергей Левчук.

Другая задача – социальная помощь населению, защита семьи, материнства, детства, оказание медицинской помощи в условиях коронавируса и режима санкций в отношении России.

«Эти темы в законопроектах доминировали, и они стали законами, что очень важно, и вступили в силу. Таким образом мы можем фактически засвидетельствовать факт успешной работы Госдумы», заявил он.

Так, кандидат юридических наук напомнил, что в ходе «Прямой Линии» Владимир Путин четко обозначил высокую оценку деятельности Госдумы, в том числе в части реализации поправок в Основной закон.

Эксперт также подробно остановился на поправке о защите суверенитета и территориальной целостности страны. Многие специалисты очень сложно и неоднозначно оценивали положение Основного закона, которое ставило наши нормы в зависимость от норм международного права.

Он убежден, что это фактически создавало ситуацию, когда требования, иногда не обоснованные, со стороны международного сообщества, не могли быть на законных основаниях отклонены.

В этой связи, объясняет Сергей Левчук, возникала очень серьезная диспропорция: с одной стороны, Конституция имела формальное верховенство внутри страны, а по факту не могла не отвечать на запросы и требования, например, международного суда по правам человека и иных зарубежных инстанций о каких-то внутренних решениях нашей судебной системы и т. д.

И этот вопрос тоже окончательно был решен поправками: суверенитет и территориальная целостность определяются на новой фундаментальной основе, когда приоритетной признается именно Конституция.

Более того, продолжил доцент РЭУ, все попытки объявить незаконным присоединение каких-либо территорий и сделки с какими-то государствами (например, с Японией по Курильским островам) сегодня не имеют под собой юридической основы.  Любые призывы к подобного рода действиям с попыткой какие-то территории передать кому-либо или спорить по поводу необходимости этой передачи являются экстремистскими.

Сергей Левчук добавил, что в поправках большую роль играет место Госсовета, который координирует взаимодействие между различными структурами публичной власти. Это тоже повышает эффективность работы всех структур и делает их подконтрольными на национальном уровне.

Более того, повысилась ответственность должностных лиц за эффективность своей работы: теперь работа каждого парламентария в какой-то мере стала прозрачнее и более контролируемой. Это все повышает требовательность к ним, уверен он.

В свою очередь, у главы государства появилась уникальная возможность жестко контролировать режим введения в действие законов, имея не только право подписи, но и право рассмотрения через Конституционный суд всех имеющихся огрехов и в конечном итоге признания конституционности или неконституционности того или иного закона, объяснил эксперт.

«Поправки дали невероятный результат. Мы видим совершенно другую Конституцию, несмотря на то, что вроде бы эти поправки фундаментально не изменили ее сущность и характер, тем не менее они обеспечили эффективность функционирования механизмов государства»,

отметил кандидат юридических наук.

Сергей Левчук полагает, что дальнейшая реализация поправок во многом зависит от системности не только новых законов, которые будут обеспечивать их реализацию, но и подзаконных актов, которые в конечном итоге доводят все идеи, принципы и доктрину, которая введена через эти поправки в политику России, в реальную жизнь с учетом интересов и потребностей граждан.  

«Что сегодня остается в виде проблемы? Проблемы весьма серьезны. Это необходимость раскрытия новых законов через подзаконные акты, особенно с учетом федерализма и сложности различных субъектов по реализации некоторых законов, принятых на общефедеральном уровне. Поэтому в режиме контроля за подзаконными актами, за тем, чтобы они очень быстро и четко принимались субъектами и не противоречили Конституции, этот вопрос остается пока не до конца решенным»,

сказал он.

По словам эксперта, это требует временных затрат, усилий и контроля со стороны федерального центра.

«Поэтому можно оценить очень высоко достигнутые результаты. Однако следует подчеркнуть, что эти результаты будут иметь большую значимость только в том случае, если эта политика будет продолжена следующим созывом Госдумы»,

заключил Сергей Левчук.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен