Кредитные организации обяжут объяснять причины отказа в ипотечных каникулах
Госдума приняла в первом чтении законопроект об обязательном уведомлении заемщиков о причинах отказа в предоставлении кредитных или ипотечных каникул. Это позволит не допустить недобросовестную практику кредитных или некредитных организаций, которые необоснованно отказывают в предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных каникул.
Зампредседателя Комитета по контролю и регламенту Наталья Костенко отметила, что законодательство для заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставляет возможность по соглашению с кредитной и некредитной организацией изменить порядок погашения задолженности по действующему договору займа.
«Согласно, например, закону, который мы приняли с вами по поручению Президента об ипотечных каникулах, гражданин имеет возможность потребовать приостановление исполнения обязательств или уменьшение размера платежей по ипотечным кредитам на срок не превышающий 6 месяцев. Также мы с вами предусмотрели в прошлом году законодательную возможность для граждан и предпринимателей получать отсрочку платежей по кредитам и займам на срок тоже до полугода в том случае, если они пострадали от снижения дохода в связи с пандемией, и это называется у нас кредитные каникулы. Но в настоящий момент от заемщиков продолжают поступать жалобы на необоснованные отказы в предоставление ипотечных и кредитных каникул»,
После отказа банки взамен предлагают им собственные программы реструктуризации кредитной задолженности, которые не всегда являются экономически выгодны. Это приводит к росту закредитованности населения.
Предлагается законодательно обязать такие организации уведомлять о причинах отказа в изменении условий кредитного договора и о причинах такого отказа.
Разработанный законопроект будет способствовать более ответственному поведению банков. В свою очередь, в случае необоснования причин отказа заемщики смогут обжаловать действия кредитной организации в досудебном или судебном порядке, тем самым осуществить защиту своих прав как потребители финансовых услуг.