Кредитные организации будут привлекать к ответственности за незаконную деятельность по возврату долгов
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который позволит привлечь к административной ответственности кредитные организации за нарушение прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Сегодня в российском законодательстве установлены правовые основы деятельности и правила совершения действий по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, которые также распространяются в том числе на кредитные организации.
При этом в территориальные органы Федеральной службу судебных приставов регулярно поступают обращения о нарушении кредитными организациями норм федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В 2017 – 2019 годах судами в отношении кредитных организаций рассмотрено 102 дела об административных правонарушениях. Вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по 23 делам, отказано в привлечении к административной ответственности по 79 делам.
При отказе в привлечении к административной ответственности суды отмечают, что кредитные организации во всех случаях не являются субъектами административного правонарушения по статье 14.57 КоАП.
Поэтому законопроектом предлагается в диспозицию части 1 статьи «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и внести изменения, направленные на включение кредитных организаций в число субъектов административного правонарушения по указанной норме.
Это позволит привлекать кредитные организации к ответственности за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.