Комитет по энергетике обсудил меры поддержки нефтегазопереработки

Комитет Госдумы по энергетике обсудил меры поддержки нефтегазопереработки и нефтегазохимии на выездном совещании в Иркутске 12 октября. Депутаты и эксперты отметили, что в рамках так называемого «энергетического перехода» могут произойти изменения, и потому более выгодным становится производство и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, а не сырья, например, нефти.

Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный подчеркнул актуальность этой темы. По его мнению, будущее устойчивое развитие российского нефтегазового комплекса и его позиции на глобальном энергетическом рынке во многом будут зависеть именно от того, «сумеем ли мы обеспечить опережающий рост данного сектора».

«Совершенно очевидно, что при таком раскладе наиболее выгодным становится производство и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, а не сырья», 

отметил Павел Завальный. 

Несмотря на то, что в среднесрочной перспективе углеводородный характер мировой энергетики не изменится, внутри самой энергетической корзины в рамках так называемого «энергетического перехода» произойдут определенные изменения баланса, отметили в комитете. Соответственно, изменятся и темпы роста спроса на различные виды углеводородного сырья и продукции. По прогнозам, если спрос на нефть будет расти в среднем на 1% в год, на газ – на 1,8–2%, при этом на СПГ – на 4%, а на продукцию нефтегазохимии – на 6,5%. 

Отметим, что в заседании приняли участие губернатор Иркутской области Сергей Левченко, заместитель Председателя Законодательного собрания области Ольга Носенко, помощник руководителя Администрации Президента России Кирилл Молодцов, представители Министерства энергетики РФ и крупнейших компаний, работающих в секторе нефтегазопереработки и нефтегазохимии.

Сергей Левченко подчеркнул, что считает Иркутскую область одной из лучших площадок для обсуждения темы нефтегазопереработки и нефтегазохимии, поскольку она является одним из флагманских регионов развития этого направления. Месторождения региона содержат 8% российских запасов газа, 3% запасов нефти, однако разведанность их намного ниже, чем в среднем по стране, а значит, есть большой потенциал.

При этом, в регионе работают крупные компании, например, Ангарская нефтехимическая компания, Иркутская нефтяная компания, АО Саянскхимпласт, специализирующиеся именно на нефтепереработке и нефтехимии. Регион оказывает серьезную поддержку проектам в данном секторе. По мнению губернатора, было бы целесообразно дополнительное федеральное стимулирование тех регионов, которые поддерживают высокотехнологичные проекты. 

Заместитель Председателя Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко отметила, что область занимает второе место в Сибирском федеральном округе по нефтепереработке. По ее мнению, существующие меры государственной поддержки нефтегазопереработки и нефтегазохимии, реализуемые на федеральном и региональном уровне, работают достаточно эффективно, но их нужно расширять. 

Помощник руководителя Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов подробно обрисовал ситуацию в отрасли и ее перспективы. Если в 1988–1991 годах в стране перерабатывалось порядка 75% первичного нефтяного сырья, и лишь 25% шло на экспорт, сегодня это соотношение примерно «50 на 50». При этом, переработав в 2016 и 2017 годах около 280 млн тонн сырой нефти, наша страна вернула себе место в тройке лидеров, в которую также входят США и Китай, отметил он.

Комитетом отмечается, что в отрасли внедряются инновационные проекты, в том числе в рамках программы импортозамещения. Они позволят перерабатывать различные нефтяные фракции в дополнительное сырье для нефтехимии, улучшить качество конечных продуктов и получать более качественные компоненты для производства ценных продуктов.

Заместитель директора департамента Минпромторга РФ Александр Орлов подчеркнул эффективность идущих в химической отрасли программ импортозамещения. С 2015 года заработало уже 138 проектов в 39 регионах, объем инвестиций составил 500 млрд рублей. Также эффективно работают специальные инвестиционные контракты, позволяющие снизить период окупаемости проектов до 8–10 лет. Стратегическая задача — увеличить к 2024 году доли экспорта высоких переделов в два раза. 

Смотрите также