Комитет ГД поддержал законопроект об отмене информирования СЕ о введении военного положения и ЧП
Комитет ГД по госстроительству и законодательству рекомендовал Госдуме принять в первом чтении на пленарном заседании 20 сентября законопроект, отменяющий необходимость уведомлять генсекретаря Совета Европы о введении или прекращении в РФ военного и чрезвычайного положений.
Документ внес в Госдуму 9 августа президент России Владимир Путин. Изменения предусмотрены в законы «О военном положении» и «О чрезвычайном положении».
Действующие нормы устанавливают, что в случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных регионах президент принимает меры по уведомлению генсеков Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан. В случае введения чрезвычайного положения подобное информирование входит в обязанности МИД РФ. Также ООН и Совет Европы информируются в случае прекращения действия военного и чрезвычайного положений.
Новые нормы предлагают исключить из законов пункты про информирование генсекретаря Совета Европы и сохранить только положения об информировании генсекретаря ООН. Кроме того, из закона «О чрезвычайном положении» также предлагается исключить норму о том, что международные обязательства, возложенные на МИД РФ, вытекают из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В пояснительной записке к законопроекту указано, что конвенция и ратифицированные протоколы к ней прекратили свое действие в отношении РФ с 16 марта 2022 года.
Россия входила в Совет Европы с 1996 года, 15 марта 2022 года она заявила о намерении выйти из состава организации. Это случилось после того, как решением комитета министров от 25 февраля было приостановлено право РФ на представительство в уставных органах Совета Европы. Как поясняли в МИД РФ, «государства НАТО и Евросоюза, злоупотребляя своим большинством в Совете Европы, последовательно превращают эту организацию в инструмент антироссийской политики, отказываясь от равноправного диалога и от всех принципов, на которых создавалась эта общеевропейская структура».