9 февраля 2021 • 00:00
1231

Как защитить ребенка от опасных челленджей в соцсетях

В конце января 10-летняя девочка в Италии и 11-летний мальчик в России погибли, пытаясь повторить «фокус» с удушением, популярный в TikTok. Также в соцсетях популярны видео с прыжками на движущийся поезд. Несколько лет назад был распространен челлендж (вызов) «Исчезни на сутки»: подросток, приняв этот вызов, пропадал из дома на 24 часа, а после его возвращения пропадал следующий участник «игры».

Еще в соцсетях есть группы смерти, сайты с пропагандой наркотиков и инструкции по изготовлению оружия, видео с насилием, детская порнография. Как защитить ребенка от этой информации, рассказывают депутат Госдумы Андрей Свинцов и психологи.

 

Авторы опасного контента всегда впереди защитных технологий

Мы должны защищать детей от незаконной информации, но в реальности это крайне сложно, говорит зампред Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.

На законодательном уровне сейчас делается все возможной в этой сфере. За контентом следят операторы связи, сами соцсети, Роскомнадзор. Они реагируют на жалобы граждан и автоматически ищут незаконные видео, картинки и тексты. Если нарушение подтверждается, сайт блокируют.

«Однако, несмотря на все ограничения, запрещенный контент продолжает распространяться: технологии защиты всегда идут чуть-чуть с опозданием»,

говорит Андрей Свинцов.

Сегодня дети пользуются смартфонами и планшетами с раннего возраста и знают, как обходить блокировки. Или у них есть друзья с телефонами, на которых есть доступ к опасным или взрослым видео. В этой ситуации одними запретами ничего не добиться.

«Я считаю, надо с детьми просто проводить образовательные беседы, объяснять, рассказывать, поддерживать постоянный контакт в семье, чтобы дети понимали, что хорошо, что плохо, чему нужно верить, чему нет. На какие сайты есть смысл ходить, на какие нет смысла ходить»,

советует парламентарий.

По прогнозам Свинцова, лет через пять в интернете внедрят системы, которые будут автоматически блокировать публикацию контента с насилием, наркотиками или демонстрацией оружия.

 

Куда жаловаться на опасные видео и фото

Жаловаться на незаконный контент нужно в Роскомнадзор, это орган, который отвечает в том числе за взаимодействие с социальными сетями, поясняет депутат Андрей Свинцов. Роскомнадзор в режиме реального времени информирует администрацию сайта и требует блокировки контента.

 

Как узнать, что смотрит ребенок

Ребенок будет показывать родителям, что он смотрит, если выстроить доверительные отношения. Делать это нужно с ранних лет, советует психолог Евгения Малиновская. В подростковом возрасте начинать диалог намного сложнее.

Общаться нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя в семье безопасно. Дети должны знать, что могут открыто обо всем говорить взрослым и доверять им. Для этого нужно уважать интересы ребенка, не обесценивать его переживания.

Например, у ребенка сломалась игрушка. В этом случае нельзя говорить: «Да ладно, тоже мне проблема! Ерунда вообще!» Это обесценивание переживаний ребенка. Он чувствует, что ему тяжело и плохо, а родитель словно убеждает в обратном: мол, неправильно чувствуешь, ничего страшного не случилось.

Вспомните себя в 5-10 лет: тогда других сложностей не было и сломанную игрушку каждый считал самой страшной проблемой. В такой ситуации нужно поддержать ребенка, советует психолог, поговорить с ним, спросить, что он чувствует, что для него самое трудное, чем можно помочь.

«Задача родителя — не рассказать ребенку, что это все мелочи и не надо на это обращать внимание. Конечно, нет. Нужно выстраивать диалог, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой»,

говорит психолог.

Ребенок должен быть уверен: если он придет со своей проблемой в семью, его не будут ругать, ему не скажут, что это ерунда и вообще не надо думать об этом. Если же убеждать ребенка в незначительности его проблем, он закроется и не будет рассказывать о своих переживаниях взрослым, не будет делиться теми видео, которые смотрит и обсуждает с одноклассниками.

 

Интересоваться «Смешариками», чтобы предотвратить прыжки с поезда

С вниманием нужно смотреть все видео и картинки, которые показывает ребенок, советует психолог Павел Жавнев.

«Если ребенок приходит и говорит: «Смотри, какие классные вещи я смотрю», — родителю нужно ответить: «Да, прикольно!». В этом случае ребенок снова придет и снова покажет то, что его зацепило»,

поясняет Жавнев.

А если говорить: «Слушай, ты вот там ерунду смотришь, мне неинтересно», — то ребенок не будет показывать родителям, чем он интересуется, они будут в неведении. Здесь нужно, чтобы дети показывали и «Смешариков», и «Лунтика», и другие челленджи. Все, что ребенок видит и рассказывает, нужно слушать и говорить: «Да, прикольно, интересно».

И тогда, если ребенок увидит что-то серьезное, что не сможет сам себе объяснить, он придет и расскажет родителям. Они должны быть активными слушателями, интересоваться тем, что ребенок смотрит, но без жесткой критики. Не стоит говорить, фразы вроде: «Нет, я больше не дам тебе это смотреть». А нужно объяснять, что в этом видео не так, чтобы ребенок все правильно понял.

«Мой ребенок ко мне недавно подошел и спросил, почему Моргенштерн купил себе такую дорогую цепь. То есть его это интересует. А в следующий раз он придет и спросит, почему ребята прыгают с поезда в снег»,

привел пример психолог.

И чтобы родитель вовремя услышал важный, «опасный» вопрос, ему нужно вдумчиво ответить ребенку на все предыдущие, даже самые странные и чудные, вопросы, заключает Павел Жавнев.

 

Нужно ли родителям знать пароль от аккаунта ребенка «ВКонтакте»

Психологи не дают однозначного ответа на вопрос, надо ли родителям знать пароли от аккаунтов ребенка в соцсетях и следить за всеми его действиями. Такое пристальное внимание может серьезно навредить, говорит Евгения Малиновская.

«Это нарушение границ и личного пространства. Оно вызовет у ребенка еще больший протест»,

уверена психолог.

По мнению Малиновской, мониторить все действия детей в соцсетях не нужно. Лучше говорить: «Мне интересно, может быть, мы вместе что-то посмотрим?». Не надо быть шпионом, нужно сделать так, чтобы ребенок сам все показывал родителям.

Важно помнить, что в группы смерти и им подобные не приходят дети, у которых нет проблем. В такие сообщества вступают те, кто видит насилие в семье, чувствует гиперконтроль, гиперопеку или, наоборот, безразличие.

Если ребенок не чувствует поддержку в семье, у него есть какая-то травма, проблемы, о которых он боится рассказать в семье, он будет выбирать подобные группы, отмечает Малиновская. Профилактика в этом случае — это гармоничные отношения в семье.

Другое мнение у психолога-нарколога Алексея Каротама. Он считает, что для контроля любые средства хороши.

«Есть очень модная, либеральная позиция, что у ребенка есть свое личное пространство. Большей чуши слышать не приходилось. Родители должны контролировать детей, это их обязанность»,

считает Алексей Каротам.

Недостаточно одной-единственной беседы, чтобы объяснить ребенку правила поведения в соцсетях. Нужна система воспитания, взращивания, подачи информации. С ранних лет надо объяснять, что такое опасность. Надо рассказывать, что при определенных действиях может наступить ситуация под названием смерть, после которой ребенка не будет.

«Надо упирать на то, что есть действия, которые приводят к преждевременной смерти. Нужно говорить абсолютно откровенно, другого пути воздействия нет»,

подчеркивает психолог.

У подростков нет понимания того, что опасность реальна, что можно окончить свою жизнь или остаться инвалидом, соглашается Малиновская. По ее словам, трюки и челленджи, которые школьники видят в соцсетях, затуманивают их разум.

 

Диалог и право ребенка выбирать как лучшая профилактика

Чтобы уберечь детей от опасного влияния соцсетей, нужно заниматься профилактикой, говорят психологи.

Ребенок не будет искать себе сомнительных друзей и странные занятия в соцсетях, если в семье его поддерживают, ему дают самостоятельность и разрешают выбирать, чем заниматься в свободное время.

«Нужно помочь ребенку выбрать то, что ему по душе и что будет его развивать именно с точки зрения самого ребенка. Делать это нужно в диалоге, поэтому самое главное — научиться выстраивать этот диалог»,

подчеркивает Евгения Малиновская.

Основа отношений с ребенком — это уважение, создание психологически благополучной обстановки в семье, это поддержка личности ребенка и его развития. Нельзя обесценивать ребенка или сравнивать его с другими, говоря: «а вот Маша…». Это вызовет протест, особенно у подростков, которые в силу возрастных особенностей стараются отделиться от родителей, стать самостоятельным. Чем больше подросткам запрещаешь, тем ярче будет протест, заключает психолог.

Дума ТВ Live
Эфир