Главное
Как в Госдуме предлагают измерить интернет?
В России могут запустить единый измеритель интернет-аудитории по аналогии с системой оценки телевизионных зрителей.
2 июня 2021
3132
Время чтения ~ 5 минут

В Госдуме предложили создать Единый измеритель интернет-аудитории по аналогии с системой оценки телевизионных зрителей. Речь идет об измерении аудитории телеканалов в интернете, сетевых изданий, аудиовизуальных сервисов и новостных агрегаторов.

Располагать точной информацией о просмотре контента в Сети стало базовой потребностью стран с развитой цифровой экономикой, среди которых сегодня и Россия. В этом уверен член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, который внес законопроект.

Редакция «Дума ТВ» пообщалась с депутатом, который рассказал, какие проблемы поможет решить его законодательная инициатива.

Элемент порядка в хаосе

Антон Горелкин объяснил, что аудиторию интернета подсчитывает множество платформ, у каждой из которых выработана собственная система измерения. Из-за обилия подходов к метрике информацию разных поставщиков информации нельзя сопоставить, эти данные отличаются друг от друга.

Это не позволяет составить адекватное представление об аудитории того или иного события, то есть сколько человек «проконтактировало» с тем или иным контентом в Сети. Отсутствие единых сведений вредит бизнесу — как рекламодателям, так и производителям контента. Государство тоже не видит, что происходит в этой сфере, уточнил депутат.

«То есть и рынок, и государство смогут с принятием и запуском единого измерителя разговаривать на одном языке. Единый измеритель обеспечит прозрачность и понятность цифр. Сегодня у нас есть счетчик «Яндекса» или «Гугла», но эти цифры непрозрачные. Мы не понимаем, кто к ним имеет доступ, и не понимаем их методику»,

заявил парламентарий.

Поэтому единый подход к исследованию аудитории позволит получать точную информацию о просмотре контента в Сети, а рекламная индустрия в интернете станет более предсказуемой и эффективной.

Признак цивилизованного рынка

Подобные системы уже работают в ряде других стран. Поэтому, по словам Антона Горелкина, Россия не изобретала велосипеда – а изучала опыт государств с развитой цифровой экономикой.

«Россия входит в группу стран с развитой цифровой экономикой. И единый измеритель аудитории в интернете – это базовая сегодня потребность развитого цифрового рынка. Здесь мы – в глобальном тренде. Он есть в США, Британии, Финляндии, Индии, Китае и ряде других стран с развитой цифровой экономикой»,

добавил депутат Госдумы.

Скачать

Измерить каждое «черное зеркало»

Парламентарий уточнил, что сегодня границы между экранами стерты: мобильные гаджеты, телевизионные панели, игровые консоли, десктопы, видеохостинги. Поэтому важно понять не количество просмотра того или иного контента, а количество уникальных пользователей.

«Это важно для государства, которое, например, инвестировало в создание художественного фильма, нам важно посмотреть эффективность этих инвестиций, нам важно посмотреть, сколько этот фильм посмотрели на экране, например, онлайн-кинотеатров в Сети. Сегодня этих цифр у нас нет. Очень сложно оценивать эффективность государственных инвестиций. Очень сложно оценивать эффективность и бизнес-инвестиций. Поэтому законопроект о создании Единого измерителя наводит порядок на рынке»,

считает депутат.

Скачать

Как это будет работать?

Изменения предлагается внести в законы «О СМИ» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно законопроекту Роскомнадзор должен определить методику исследования объема интернет-аудитории, реестр информационных ресурсов, чью аудиторию предполагается исследовать, и до 1 августа выбрать уполномоченную организацию, которая будет проводить измерения.

Скачать

Обсудить разработку понятной и прозрачной методики исследования уже предложено на площадке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Замминистра цифрового развития Бэлла Черкесова уже пригласила всех участников рынка обсудить это на площадке Минцифры. Скорее всего, эта методика будет связана не с панельными измерениями (как это было на телевидении), а это будут, с одной стороны, панели, а, с другой стороны, задействуют крупные ресурсы. Например, такие как «Яндекс». Мы будем также брать их данные для измерения. И для этого в законопроекте прописывается, что эти ресурсы будут обязаны предоставлять необходимые данные для проведения исследований»,

рассказал депутат.

Перечень данных и порядок их предоставления владельцами информационных ресурсов установит правительство.

При этом уполномоченная Роскомнадзором организация не вправе будет распространять рекламу и выступать в качестве представителя или посредника рекламораспространителя. Полученные данные можно будет использовать только для исследований.

«Контролировать качество работы будет наш регулятор. Организация, которая претендует на осуществление единых измерений аудитории интернета, должна уметь работать в разных средах: это и мобильные гаджеты, это и экраны онлайн-кинотеатров, и другие среды, так или иначе связанные с Сетью. Она должна уметь делать это профессионально»,

пояснил депутат.

Скачать

Эксперты опасаются, что уполномоченная организация станет торговать полученными данными. Антон Горелкин объяснил, что этот момент в законопроекте прописан особо: использование данных, полученных от измеряемых ресурсов, может быть только целевым — измерение аудитории и связанные с этим исследования. Никакой торговли, никакого снимания сливок с доступа к аудиторным показателям, заверил он.

Три чтения — за три недели

До завершения весенней сессии и работы седьмого депутатского корпуса осталось меньше месяца. Но Антон Горелкин уверен, что закон до конца сессии пройдет все необходимые процедуры для принятия.

Рекомендация к первому чтению со стороны профильного комитета была дана 28 мая. Получены положительный отзыв Правительства России и единодушная поддержка со стороны бизнес-сообщества.

«Уверен, что законопроект будет принят в самые короткие сроки. Там нет какой-то дискуссии. Поэтому мы быстро пройдем чтения, и Роскомнадзор приступит к отбору организации, уполномоченной проводить исследования»,

заключил Антон Горелкин.

Так, первое чтение законопроект прошел 1 июня. 

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир