Жалоба в Роспотребнадзор может быть методом разрешения спорных ситуаций, возникающих в сфере гражданских взаимоотношений. Есть много случаев, когда человек вправе обратиться в ведомство (например, обман покупателя в магазине, нарушение санитарных норм и норм эксплуатации или некачественно оказана услуга). Если заявление принято, то может быть проведена проверка компании, на которую подана жалоба в Роспотребнадзор: плановая, внеплановая, выездная. Результатом может стать даже прекращение работы организации.
В повседневной жизни периодически возникает необходимость подать жалобу в Роспотребнадзор для защиты прав потребителей. Обращение в ведомство помогает восстановить справедливость. Здесь принимают документы и проводят расследование ситуации. Но если написать жалобу неправильно, документ могут и не принять.
Чтобы написать претензию, нужно следовать определенным правилам.
НА ЧТО МОЖНО ПОДАТЬ ЖАЛОБЫ
Жаловаться в Роспотребнадзор можно на качество товара или услуги, на некачественное обслуживание на предприятии или в торговой точке.
Недостатком товара, работы или услуги считается их несоответствие требованиям, предусмотренным законом, либо условиям договора между продавцом и покупателем, либо целям, для которых товар, работа или услуга обычно используется. При этом налицо явное нарушение прав потребителя.
Примеры:
- Покупателю продали электрический чайник. Он оказался неисправным. Но покупатель заплатил за рабочий. Это основание для жалобы.
- Потребитель купил лекарство в аптеке. Оно оказалось просроченным, а значит опасным для жизни. Это также основание для жалобы.
- Если в продуктовом магазине грязно, по прилавку бегают тараканы. В кафе грязные столы и часть сотрудников без санитарных книжек - это тоже создает угрозу здоровью граждан, а значит, можно жаловаться Роспотребнадзору.
С КАКИМИ ЕЩЁ ВОПРОСАМИ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
В Роспотребнадзор вы можете обратиться за:
- консультацией;
- санитарно-эпидемиологическим заключением;
- проведением проверки продавца (исполнителя);
- составлением протокола об административном правонарушении;
- подготовкой обращения в суд в защиту ваших прав.
КАК ПОДАТЬ ЖАЛОБУ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
Лично при посещении ведомства.
Личный визит к чиновникам и устное обращение допустимы, но придется записаться на прием. Это не самый эффективный и быстрый способ решить проблему и подойдёт тем, кто не пользуется электронными сервисами и сайтом Госуслуг.
Через официальный сайт.
Самый надежный и быстрый способ пожаловаться - обращение в электронном виде через официальный сайт Роспотребнадзора. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально.
Обращение, поданное через сайт, попадет в центральный аппарат, а дальше все зависит от того, что указано в жалобе. Если решение вопроса в компетенции региональных подразделений — его направят туда. Пересылка занимает время. Процесс рассмотрения можно ускорить, если пожаловаться напрямую в региональное подразделение.
По электронной почте.
Закон разрешает направлять жалобы в роспотребнадзор и по электронной почте. Официальные адреса всех региональных подразделений содержатся на сайте ведомства.
По почте
Все документы можно отправить в центральный аппарат или в местное отделение Роспотребнадзора по почте заказным письмом с уведомлением о получении.
Нужный адрес можно найти на официальном ресурсе.
Анонимно
Направить жалобу анонимно можно - но вот разбирать ее и принимать по ней меры Роспотребнадзор не обязан. Если нет полных данных заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, чиновники имеют право не отвечать и это не будет считаться нарушением.
Не бойтесь подписывать жалобы. Закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении, в том числе и его данные.
СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ
Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения в Роспотребнадзоре. Установленный 30-дневный срок является максимальным.
Если обращение не требует проверки или, наоборот, требует срочного вмешательства, то оно должно быть рассмотрено незамедлительно.
Ряд требований должны рассмотреть в течение 10 дней, например:
- об уменьшении покупной цены товара;
- компенсации расходов на исправление недостатков товара;
- возврате денег, которые вы заплатили за товар;
- возмещении убытков из-за продажи некачественного товара или предоставлении недостоверной информации о нем.
Требования о замене некачественного товара рассматриваются за 7 дней. Если продавцу нужно дополнительное время, чтобы убедиться в дефектах, срок могут продлить до 20 дней.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ
Официальной формы обращения нет. Однако правила предусматривают, что оно должно быть подано в письменном виде (написано от руки или напечатано).
Если человек подает документы лично - нужно сразу сделать две копии, чтобы на втором экземпляре представитель уполномоченного органа сделал отметку о дате подачи заявления.
Когда жалоба попадает в Роспотребнадзор, ее регистрируют и проверяют на правильность заполнения.
В ней должны быть указаны:
- Название госоргана, куда вы обращаетесь, либо ФИО человека, которому адресована жалоба, или хотя бы его должность.
- Ваши ФИО.
- Адрес (почтовый или электронный), по которому нужно отправить вам ответ.
- Адрес и наименование нарушителя.
- Суть жалобы.
- Дата.
- Подпись.
ВОЗМОЖНЫЕ СЛУЧАИ ОТКАЗА В ПРИНЯТИИ ПРЕТЕНЗИИ
Роспотребнадзором не рассматриваются жалобы в случаях, прописанных в законе «О порядке рассмотрения обращений граждан».
К ним относятся:
- в обращении нет фамилии, имени и отчества или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ. В такой ситуации ответа не будет;
- в обращении содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы сотрудникам ведомства или членам их семьи. В таком случае жалобу оставят без ответа, а гражданину сообщат, что он злоупотребляет своим правом на обращения;
- невозможно прочитать жалобу: например, из-за неразборчивого почерка. Если чиновники смогут прочесть данные отправителя, ему отправят ответ с разъяснением, что прочитать жалобу не смогли. В этом случае гражданин может пожаловаться снова - если перепишет жалобу;
- из текста жалобы непонятно, чего хочет гражданин. Например, написано: «Прошу справедливости!» вместо «Прошу разобраться в ситуации и привлечь к ответственности виновных»;
- гражданин жалуется на то, о чем уже получил ответ по существу, а ничего нового в жалобе нет;
- ответ невозможно дать без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое бывает крайне редко, но все же случается.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ НА БЕЗДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Если Роспотребнадзор не ответил в установленные сроки, это нарушение.
Незаконные действия или бездействие сотрудников Роспотребнадзора можно оспорить. Можете писать жалобы в центральный аппарат ведомства, прокуратуру или направить административный иск в суд.