6 июля 2021 • 08:48
159

Как получить электронную подпись бесплатно

Кто может получить электронную подпись бесплатно, куда подать документы для ее получения и нужно ли лично присутствовать при оформлении, разбирались в редакции «Дума ТВ».

Ключ к госуслугам

Обычному человеку электронная подпись может понадобиться, например, для получения государственных услуг в сети или документооборота с работодателем, если обмениваться документами лично нет возможности. Также с ее помощью можно дистанционно подать иск, получить патент, подать документы в вуз, записать ребенка в школу или детский сад.

Получить электронную подпись физическое лицо может лично, через МФЦ — эта услуга оказывается в течение одного рабочего дня. Основанием для отказа может быть только отсутствие регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Сделают электронную подпись бесплатно: заявитель получит пароль ключа электронной подписи, который дает доступ к полному перечню электронных госуслуг.

Для получения цифровой подписи не потребуется много документов. Нужно заполнить заявление, предъявить паспорт гражданина РФ или документ, который удостоверяет личность иностранного гражданина или лица без гражданства, на основании которого он зарегистрирован в системе ОПС. СНИЛС будет проверен в порядке межведомственного электронного документооборота.

ФНС возьмется за КЭП

С 1 июля в России юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить квалифицированную электронную подпись как бесплатную государственную услугу в Удостоверяющих центрах ФНС РФ. А с января 2022 года функции по выпуску КЭП для юридических лиц, ИП и нотариусов полностью перейдут этому ведомству.

Получить квалифицированную электронную подпись можно за следующими ограничениями. Квалифицированная электронная подпись и усиленная КЭП может быть получена только в аккредитованном удостоверяющем центре. Квалифицированные электронные подписи выпускаются по предварительной записи, заявителю необходимо лично заполнить заявление на выпуск квалифицированной электронной подписи, предъявить паспорт и СНИЛС, а также пройти процедуру идентификации.

Записать электронную подпись можно на носитель заявителя, в том случае, если этот носитель сертифицирован ФСТЭК или ФСБ — такие флешки можно купить в интернет-магазинах, а можно использовать приобретенные ранее. На один носитель может быть записано несколько документов — до 32 электронных подписей и сертификатов, независимо от того, выданы они коммерческим или государственным удостоверяющим центром.

Чтобы подготовить документы для получения квалифицированного сертификата и покупки носителей электронной подписи, следует обратиться в организацию, которая является оператором электронного документооборота.

ИП и юридические лица, имеющие право действовать без доверенности от лица компании, с 1 июля могут отправить документы для получения электронной подписи на сайте ФНС, в личном кабинете налогоплательщика — физического лица.

А с 2022 года получить квалифицированные электронные подписи операторов платежных систем, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и ИП можно будет в УЦ Центробанка.

Квалифицированные электронные подписи должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций можно сделают в УЦ Федерального Казначейства, а электронные подписи для физлиц и лиц, которые действуют от имени юрлица по доверенности, будут выдавать коммерческие УЦ — после того, как пройдут переаккредитацию.

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: История российского парламентаризма | Далее в 23:20: Записки экскурсовода