Главное
Как менялась Конституция России
О том, какие изменения были внесены в Основной закон Российской Федерации за 28 лет его существования, читайте в материале «Дума ТВ».
12 декабря 2021
14384
Время чтения ~ 6 минут

Основному закону Российской Федерации сегодня исполняется 28 лет. Конституция России, принятая путем всенародного голосования — это декларация главных ценностей государства, его основные направления развития государства, гарантии прав граждан России.

«Это вершина российской правовой системы и одновременно фундамент ее развития. На этой конституционной основе выстроено все действующее российское законодательство»,

отметил ранее Президент РФ Владимир Путин.

Конституция базируется на новых стандартах правового, социального государства, в котором чтут традиции, уважают свою историю, подчеркнул Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Конституция — костяк законодательства. Документ жесткий — на него опираются все правовые документы. Как же получается, что он живет той же жизнью, что и Россия, по прошествии уже почти трех десятилетий со дня принятия?

Где у нее кнопка?

Готовился и дорабатывался документ с участием субъектов федерации и парламента, а принимался всем народом: в референдуме, дата проведения которого и отмечается в России как День Конституции, приняло участие более половины избирателей Российской Федерации.

В Конституции три части — принципы и цели жизни граждан России, принципы государственного устройства и «технический» раздел, который содержит меры для реализации Основного закона. Структура документа такова, что в ней нет ничего лишнего, второстепенного, неоднозначного. А самое главное ее положение — о народе как единственном источнике власти.

Скачать

«Представитель любой ветви власти должен осуществлять волю абсолютного большинства наших граждан»,

подчеркнул первый замглавы фракции СРЗП, первый зампред Комитета по аграрным вопросам Олег Нилов.

Для того, чтобы обеспечить возможность корректировки документа — во исполнение воли народа, конечно, — в Конституции есть и «волшебная кнопка», которая позволяет совершенствовать Основной закон. Это глава, в которой разъясняется, какие изменения могут быть внесены в Конституцию, какие главы могут изменяться (не все!) и какова процедура внесения поправок.

Отметим, процедура очень непростая — и это правильно: недопустимо перекраивать несущие конструкции государственного устройства когда и сколько хочется.

1993-2014

Первые поправки в Конституцию РФ были внесены в 1996 году, в связи с изменением официальных наименований трех регионов — Ингушетии, Северной Осетии и Калмыкии. В 2001 году сменила название Чувашская Республика, в 2003 — ХМАО. В 2007 году произошло укрупнение субъектов РФ — за счет объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, а также Камчатской области и Корякского АО образовались, соответственно, Пермский край и Камчатский край.

В 2008 году в Иркутскую область вошел Усть-Ордынский Бурятский АО, а также образовался Забайкальский край — после объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО.

А в конце года в Конституцию были внесены более существенные поправки — были изменены сроки полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы РФ. Они выросли с 4 до 6 лет для главы государства, а для Госдумы — с 4 до 5 лет. И именно в 2008 году Правительство Российской Федерации получило конституционную обязанность отчитываться о своей деятельности перед депутатами Государственной Думы.

В 2014 году вносить в Конституцию изменения пришлось три раза: поводами послужили объединение Высшего арбитражного суда с Верховным судом, принятие в Российскую Федерацию новых субъектов — Крыма и города федерального значения Севастополя, а также введение института федеральных сенаторов.

Еще одна корректива была внесена в Основной закон в 2019 году — в связи с изменением официального наименования Кемеровской области.

Но самые содержательные, принципиальные поправки были приняты в 2020 году.

2020. Президентские поправки

Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил осовременить Конституцию РФ и закрепить в ней результаты развития России. Часть из 206 поправок, принятых в 2020 году в ходе всероссийского референдума, исполняла Послание Президента Федеральному Собранию — глава государства в начале года озвучил ряд изменений, которые нужно внести в Основной закон.

Среди этих изменений были

приоритет Конституции РФ над международным законодательством,

запрет на иностранное гражданство и ВНЖ для премьер-министра, министров, глав ФОИВов, губернаторов, парламентариев и судей,

— положение о Государственном Совете,

— положение об усилении взаимодействия между госорганами власти и муниципальными властями,

— новое полномочие Государственной Думы по утверждению премьер-министра, его заместителей и членов кабинета,

— новое полномочие Совета Федерации — консультации по назначению руководителей силовых ведомств, региональных прокуроров,

— новое полномочие Совета Федерации — отрешение судей Конституционного и Верховного судов от должности по представлению президента,

— изменение требований к кандидатурам на пост президента — о сроках проживания на территории РФ, отсутствии иностранного гражданства и ВНЖ,

— возможность для президента занимать должность два срока подряд,

— полномочие Конституционного суда по проверке законопроектов на соответствие Основному закону по запросу президента.

Как самое важное новое положение Конституции глава Комитета по государственному строительству и законодательству, депутат «Единой России» Павел Крашенинников отметил запрет на иностранное гражданство для членов правительства и госслужащих.

Скачать

2020. Парламентские поправки

Второй пакет поправок, внесенный депутатами и сенаторами, состоял из 339 изменений, из которых к принятию были рекомендованы 170.

Среди них — изменения, корректирующие политическую систему РФ:

— о том, что РФ является правопреемницей СССР,

— о сохранении памяти предков и преемственности в развитии государства,

— о статусе русского народа как государствообразующего и понятии «союза многонациональных народов»,

— о создании условий для устойчивого экономического роста и благосостояния граждан РФ.

О полномочиях президента и правительства

— о праве президента отправлять премьер-министра в отставку,

— о праве президента вносить изменения в структуру ФОИВов при ее утверждении,

— о праве президента лично назначать и отстранять федеральных министров,

— об общем руководстве правительством со стороны президента,

— о назначении президентом и освобождении от должности Генерального прокурора, его заместителей, военных прокуроров,

— об увеличении числа сенаторов, назначаемых президентом,

— о неприкосновенности президента по окончании срока полномочий,

— о праве экс-президента на пожизненное сенаторство.

Поправками вводилось новое понятие «публичная власть», это были положения

— о понятии единой системы публичной власти как единства государственной и местной власти,

— об участии органов госвласти в формировании органов местного самоуправления и назначении должностных лиц, а также отстранении их от должности,

— о федеральных территориях,

— о совместном ведении Федерации и субъектов РФ в отношении молодежной политики и сельского хозяйства.

Поправками депутатов и сенаторов вносились изменения в полномочия Федерального Собрания. Это положения

— о процедуре парламентского контроля,

— о назначении главы Счетной палаты и половины аудиторов Советом Федерации, а зампреда СП РФ и второй половины аудиторов — Государственной Думой,

— об отмене совместных собраний СФ и ГД для заслушивания Посланий Президента РФ и Конституционного суда РФ, а также выступлений глав иностранных государств.

Поправки о традиционных семейных ценностях и правах человека

— о браке как союзе мужчины и женщины,

— о детях как приоритете государственной политики и обязанности государства по созданию условий для их развития и воспитания,

— о государственной политике в области сохранения традиционных семейных ценностей,

— о полномочии правительства по поддержке институтов гражданского общества,

— об обеспечении Российской Федерацией безопасности личности, общества и государства с применением информационных технологий.

Приведение федерального законодательства в соответствие с обновленной Конституцией потребовало масштабной, продолжительной работы, и VII созыв Государственной Думы с этой работой справился, завершив ее в ходе своей последней сессии. Вскоре закончится и доработка региональных законов. И страна, которая уже живет по новой Конституции, окончательно перейдет на современные законодательные «рельсы».

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен