Основному закону Российской Федерации сегодня исполняется 28 лет. Конституция России, принятая путем всенародного голосования — это декларация главных ценностей государства, его основные направления развития государства, гарантии прав граждан России.
«Это вершина российской правовой системы и одновременно фундамент ее развития. На этой конституционной основе выстроено все действующее российское законодательство»,
Конституция базируется на новых стандартах правового, социального государства, в котором чтут традиции, уважают свою историю, подчеркнул Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
Конституция — костяк законодательства. Документ жесткий — на него опираются все правовые документы. Как же получается, что он живет той же жизнью, что и Россия, по прошествии уже почти трех десятилетий со дня принятия?
Где у нее кнопка?
Готовился и дорабатывался документ с участием субъектов федерации и парламента, а принимался всем народом: в референдуме, дата проведения которого и отмечается в России как День Конституции, приняло участие более половины избирателей Российской Федерации.
В Конституции три части — принципы и цели жизни граждан России, принципы государственного устройства и «технический» раздел, который содержит меры для реализации Основного закона. Структура документа такова, что в ней нет ничего лишнего, второстепенного, неоднозначного. А самое главное ее положение — о народе как единственном источнике власти.
«Представитель любой ветви власти должен осуществлять волю абсолютного большинства наших граждан»,
Для того, чтобы обеспечить возможность корректировки документа — во исполнение воли народа, конечно, — в Конституции есть и «волшебная кнопка», которая позволяет совершенствовать Основной закон. Это глава, в которой разъясняется, какие изменения могут быть внесены в Конституцию, какие главы могут изменяться (не все!) и какова процедура внесения поправок.
Отметим, процедура очень непростая — и это правильно: недопустимо перекраивать несущие конструкции государственного устройства когда и сколько хочется.
1993-2014
Первые поправки в Конституцию РФ были внесены в 1996 году, в связи с изменением официальных наименований трех регионов — Ингушетии, Северной Осетии и Калмыкии. В 2001 году сменила название Чувашская Республика, в 2003 — ХМАО. В 2007 году произошло укрупнение субъектов РФ — за счет объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, а также Камчатской области и Корякского АО образовались, соответственно, Пермский край и Камчатский край.
В 2008 году в Иркутскую область вошел Усть-Ордынский Бурятский АО, а также образовался Забайкальский край — после объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО.
А в конце года в Конституцию были внесены более существенные поправки — были изменены сроки полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы РФ. Они выросли с 4 до 6 лет для главы государства, а для Госдумы — с 4 до 5 лет. И именно в 2008 году Правительство Российской Федерации получило конституционную обязанность отчитываться о своей деятельности перед депутатами Государственной Думы.
В 2014 году вносить в Конституцию изменения пришлось три раза: поводами послужили объединение Высшего арбитражного суда с Верховным судом, принятие в Российскую Федерацию новых субъектов — Крыма и города федерального значения Севастополя, а также введение института федеральных сенаторов.
Еще одна корректива была внесена в Основной закон в 2019 году — в связи с изменением официального наименования Кемеровской области.
Но самые содержательные, принципиальные поправки были приняты в 2020 году.
2020. Президентские поправки
Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил осовременить Конституцию РФ и закрепить в ней результаты развития России. Часть из 206 поправок, принятых в 2020 году в ходе всероссийского референдума, исполняла Послание Президента Федеральному Собранию — глава государства в начале года озвучил ряд изменений, которые нужно внести в Основной закон.
Среди этих изменений были
— приоритет Конституции РФ над международным законодательством,
— запрет на иностранное гражданство и ВНЖ для премьер-министра, министров, глав ФОИВов, губернаторов, парламентариев и судей,
— положение о Государственном Совете,
— положение об усилении взаимодействия между госорганами власти и муниципальными властями,
— новое полномочие Государственной Думы по утверждению премьер-министра, его заместителей и членов кабинета,
— новое полномочие Совета Федерации — консультации по назначению руководителей силовых ведомств, региональных прокуроров,
— новое полномочие Совета Федерации — отрешение судей Конституционного и Верховного судов от должности по представлению президента,
— изменение требований к кандидатурам на пост президента — о сроках проживания на территории РФ, отсутствии иностранного гражданства и ВНЖ,
— возможность для президента занимать должность два срока подряд,
— полномочие Конституционного суда по проверке законопроектов на соответствие Основному закону по запросу президента.
Как самое важное новое положение Конституции глава Комитета по государственному строительству и законодательству, депутат «Единой России» Павел Крашенинников отметил запрет на иностранное гражданство для членов правительства и госслужащих.
2020. Парламентские поправки
Второй пакет поправок, внесенный депутатами и сенаторами, состоял из 339 изменений, из которых к принятию были рекомендованы 170.
Среди них — изменения, корректирующие политическую систему РФ:
— о том, что РФ является правопреемницей СССР,
— о сохранении памяти предков и преемственности в развитии государства,
— о статусе русского народа как государствообразующего и понятии «союза многонациональных народов»,
— о создании условий для устойчивого экономического роста и благосостояния граждан РФ.
О полномочиях президента и правительства
— о праве президента отправлять премьер-министра в отставку,
— о праве президента вносить изменения в структуру ФОИВов при ее утверждении,
— о праве президента лично назначать и отстранять федеральных министров,
— об общем руководстве правительством со стороны президента,
— о назначении президентом и освобождении от должности Генерального прокурора, его заместителей, военных прокуроров,
— об увеличении числа сенаторов, назначаемых президентом,
— о неприкосновенности президента по окончании срока полномочий,
— о праве экс-президента на пожизненное сенаторство.
Поправками вводилось новое понятие «публичная власть», это были положения
— о понятии единой системы публичной власти как единства государственной и местной власти,
— об участии органов госвласти в формировании органов местного самоуправления и назначении должностных лиц, а также отстранении их от должности,
— о федеральных территориях,
— о совместном ведении Федерации и субъектов РФ в отношении молодежной политики и сельского хозяйства.
Поправками депутатов и сенаторов вносились изменения в полномочия Федерального Собрания. Это положения
— о процедуре парламентского контроля,
— о назначении главы Счетной палаты и половины аудиторов Советом Федерации, а зампреда СП РФ и второй половины аудиторов — Государственной Думой,
— об отмене совместных собраний СФ и ГД для заслушивания Посланий Президента РФ и Конституционного суда РФ, а также выступлений глав иностранных государств.
Поправки о традиционных семейных ценностях и правах человека
— о браке как союзе мужчины и женщины,
— о детях как приоритете государственной политики и обязанности государства по созданию условий для их развития и воспитания,
— о государственной политике в области сохранения традиционных семейных ценностей,
— о полномочии правительства по поддержке институтов гражданского общества,
— об обеспечении Российской Федерацией безопасности личности, общества и государства с применением информационных технологий.
Приведение федерального законодательства в соответствие с обновленной Конституцией потребовало масштабной, продолжительной работы, и VII созыв Государственной Думы с этой работой справился, завершив ее в ходе своей последней сессии. Вскоре закончится и доработка региональных законов. И страна, которая уже живет по новой Конституции, окончательно перейдет на современные законодательные «рельсы».