Главное
Игра по правилам: какие нормы закрепят в законе о митингах
Предложенные депутатами поправки призваны усилить меры безопасности при проведении массовых мероприятий и ограничить иностранное вмешательство.
17 декабря 2020
3093
Время чтения ~ 5 минут

На рассмотрении в Думе находится пакет законодательных инициатив, которые вносят изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Поправки призваны усилить меры безопасности при проведении массовых публичных мероприятий, ограничить иностранное вмешательство, а также защитить журналистов при выполнении их профессионального долга. В материале «ДумаТВ» — о новшествах, предлагаемых законотворцами.

Как рассказал автор инициатив, первый зампред Комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин, помимо обеспечения безопасности на массовых мероприятиях, поправками устраняются правовые пробелы в законе.

«Основной акцент был сделан на двух момента: в первую очередь это обеспечение безопасности при проведении публичных массовых мероприятий— безопасность участников, журналистов, которые работают на каждом публичном мероприятии. И исходя из той практики, которая сейчас уже сложилась при применении закона, мы видим, что есть определенные пробелы»,

добавил он.

Хорошо делай — хорошо будет

Первое нововведение касается сроков рассмотрения заявок на организацию акций. Так, предлагается продлить трехдневный срок рассмотрения заявки, если крайний день является выходным или праздничным. При этом отмечается, что известить организаторов о принятом решении необходимо на следующий рабочий день, но не позднее чем за три дня до даты проведения мероприятия.

Важно! День подачи заявки на организацию мероприятия и день проведения не учитываются при исчислении сроков.

Вторая поправка касается изменений в правилах выбора места проведения публичного мероприятия. Документ устанавливает, что в целях безопасности запрещается организовывать акции и митинги около зданий экстренных служб. К таким можно отнести, например, МВД и ФСБ.

«Совершенно очевидно, что для работы экстренных служб необходимо, чтобы им никто не мешал. Следовательно, проведение митингов на территории, где располагаются эти экстренные службы недопустимо»,

добавил Дмитрий Вяткин.

Также предлагается установить правило, что органы власти вправе изменить дату, время и место проведения массовый акций, если накануне или день в день была выявлена угроза возникновения террористического акта или чрезвычайного положения.

Третье новшество устанавливает ряд требований к организаторам. Так, документом предлагается закрепить норму о том, что предварительная агитация к участию в мероприятии не должна содержать недостоверные сведения о целях акции, заявленном количестве участников и иных условиях проведения публичного мероприятия.

Однако при изменении целей, формы или первоначально заявленного количества участников организаторы в обязательном порядке должны оповестить органы власти, предоставив новое уведомление о проведении публичного мероприятия. Предыдущее заявление признается недействительным.

Четвертое нововведение касается одиночных пикетов. Публичными акциями также смогут признавать поочередное участие граждан в одиночных пикетах. Принимать такое решение будет суд. Документом также предлагается установить, что массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах, которое сопровождается выдвижением каких-либо требований, может быть приравнено к митингу.

«Норма о том, что одиночные пикеты, если они объединены единым замыслом и единой организацией в судебном порядке могут быть признаны массовым мероприятием с соответствующим применением норм законодательства о митингах действует много лет, и тут нового нет. Другой вопрос в том, что помимо одиночных пикетов могут быть так называемые, как мы видим на примере Белоруссии, кормления голубей, какие-то прогулки, но это все равно массовое шествие»,

добавил автор инициативы.

Долг журналиста обязывает

Пятое изменение, направленное обеспечение безопасности, касается работы журналистов на мероприятиях. В частности, предлагается установить требования об использовании представителями СМИ отличительных знаков. При этом в документе не будет прописано четких указаний к виду отличительного знака. Это определят специалисты МВД по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов.

Скачать

Как отметил Дмитрий Вяткин, установленная сегодня норма об отличительных знаках журналистов не работает.

«Потому что не утверждено официальное описание этого знака, требование к этому знаку. В конце концов это может быть не знак, а какой то элемент одежды — жилет, головной убор или что-то еще. И здесь в законопроекте мы предложили самим журналистам, самому журналистскому сообществу вместе с правоохранительными органами и Роскомнадзором определить требования к этому знаку»,

констатировал депутат.

Дмитрий Вяткин отметил, что отличительные знаки нужны для того, «чтобы в толпе журналиста было видно», а также для того, «чтобы это предотвратило необоснованное задержание журналистов, нападения на них со стороны агрессивных участников акций или провокаторов».

При этом предлагается установить административную ответственность за неправомерное использование отличительных знаков журналистов третьими лицами. За такое правонарушение будет предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов.

Также устанавливается запрет на участие журналистов в самих акциях при освещении мероприятий. То есть представители СМИ не смогут проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия, организовывать сбор пожертвований, подписей, участвовать в обсуждении и принятии решений, использовать различную символику и атрибуты агитации.

Не нужны нам ваши денежки

Шестое нововведение касается финансирования публичных мероприятий. Предлагается установить, что перечислять деньги на организацию публичного мероприятия можно только в безналичном порядке на банковский счет, указанный в уведомлении о проведении мероприятия. При этом должен быть открыт в российском банке.

Скачать

Отдельно предлагается установить запрет на финансирования публичных мероприятий иностранными государствами и организациями, международными организациями и общественными движениями, иностранными гражданами, НКО-иноагентами. Такое же ограничение будет действовать в отношении граждан России младше 16 лет, анонимных жертвователей и юрлиц, зарегистрированных менее чем за 1 год до дня перечисления средств.

«У нас уже запрещено финансирование политических партий, избирательного процесса, кандидатов, общественных объединений, участие в выборах. И мы должны распространить этот принцип на публичные массовые мероприятия»,

считает депутат.

При этом за нарушения установленных законом норм предлагается ввести административную ответственность. Для физических лиц размеры штрафов могут составить от 10 до 20 тыс. рублей, для должностных – от 20 до 40 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 70 до 200 тыс. рублей.

Стой! Полиция!

Седьмая поправка к закону предлагает повысить административные штрафы за неповиновение сотрудникам правоохранительных органам в ходе митингов.

За первое нарушение физическому лицу может грозить штраф в размере до двух тысяч рублей. При повторном — от 10 до 20 тысяч, либо административный арест на срок до 30 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. Для должностных лиц максимальная сумма штрафа может составить 40 тысяч рублей, а для юридических лиц — 200 тысяч рублей.

Дмитрий Вяткин заверил, что все нормы, которые предлагаются к принятию, ни в коем случае не направлены на «ограничение права на выражение своего мнения». Поправки к закону о митингах и шествиях позволят создать условия для обеспечения безопасности при проведении массовых публичных мероприятий, в том числе и политических.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир