Гутенев рассказал о законопроекте, который направлен против навязывания дополнительных услуг
Законопроект, направленный на недопущение недобросовестными продавцами навязывания дополнительных товаров и платных услуг, разработан по поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Об этом на пресс-подходе перед пленарным заседанием заявил глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле, депутат фракции «Единая Россия» Владимир Гутенев.
Он отметил, что граждане очень часто сталкиваются с достаточно агрессивной маркетинговой политикой, а также с попытками включения дополнительных услуг, работ и товаров, помимо тех, которые хотели бы приобрести. Статистика показывает, что рост выявленных подобных правонарушений весьма и весьма значительно.
В докладе о состоянии защиты прав потребителей за 2023 год приводятся такие цифры. В 2020 году было выявлено правонарушений по статье 16 закона о защите прав потребителей 1109, а спустя три года, в 2023 году, таких нарушений было 3179, то есть фактически в три раза,
Только лишь после заключения договора можно предлагать дополнительные услуги. Если покупатель сочтет себя обманутым, в связи с тем, что ему предоставляли недостоверные сведения, или манипулировали, или была агрессивная маркетинговая политика, то он имеет возможность оспорить и вернуть свои деньги. Бремя доказать, что это было свободное решение, ложится на продавца. Причем договор должен быть в письменной форме,
Не секрет, что когда мы приобретаем дистанционно билеты на поезда, авиабилеты, уже есть предустановка нашего согласия, так называемой галочки, что мы согласны на дополнительные услуги, дополнительно расширенное страхование жизни различные и другие сервисные опции. Сейчас подобная практика также будет под запретом. Только письменный договор и, конечно же, здесь подобная практика не ограничивается тем, что это дистанционная покупка билетов. Это и получение кредитов, страхование жизни и платежки ЖКХ, куда включается очень много дополнительных и ненужных опций,
Причем практика Верховного Суда и конкретные примеры, которые разбирались, показывают, что иногда это превышает в разы ту стоимость услуг, которую человек мог бы получить за периметром этого дилерского центра. При покупке автомобиля стоимостью до миллиона было предложено КАСКО по цене около 70 тыс. рублей при цене 35, а дополнительный договор страхования жизни при цене около 6 тыс. рублей - за 60 тыс. рублей,
Ко второму чтению мы подготовим поправки, которые более подробно опишут ситуацию при покупке автомобиля, которые мы осуществляем в дилерских центрах. Мы будем разрабатывать поправки в КоАП, которые позволят кратно увеличить сумму воздействия,