Главное
Государственный жилищный сертификат: кто может получить?
19 октября 2023
868
Время чтения ~ 5 минут

ЧТО ТАКОЕ ЖИЛИЩНЫЙ СЕРТИФИКАТ

Жилищный сертификат – это свидетельство, дающее право на субсидию, которую можно потратить на покупку жилья. Выдаётся на конкретного человека или семью, чаще всего с определённым сроком действия. Проще говоря, это документ, который можно обменять на квартиру или приобрести с его помощью более дорогое жильё, добавив нужную сумму (в том числе за счёт материнского капитала).

Сертификаты позволяют гражданам улучшить условия проживания в своём населённом пункте или переехать туда, где более развитая социальная инфраструктура.

Условия получения сертификата определяются условиями государственных программ (федеральных или региональных), которые предусматривают такой вид поддержки.

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ СЕРТИФИКАТ

Получить жилищный сертификат могут граждане, имеющие статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, и относящиеся к льготным категориям (жители Крайнего Севера, ветераны Великой Отечественной войны, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, сотрудники органов внутренних дел, вынужденные переселенцы).

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ ст. 51 Жилищного кодекса РФ существуют следующие основания для получения сертификата:

- нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

- льготные категории граждан;

- у гражданина и членов его семьи нет своего жилья;

- у гражданина или членов его семьи есть свое жилье, но его площадь меньше установленных норм;

- жилье есть, но жить в нем нельзя: например, дом признан аварийным;

- член семьи болен тяжелым заболеванием, совместное проживание невозможно, а в квартире несколько семей.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СУММА ЖИЛИЩНОГО СЕРТИФИКАТА

Жилищный сертификат не имеет какой-то определенной суммы. Размер социальной выплаты зависит от условий конкретной федеральной или региональной программы и рассчитывается от норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на дату выдачи сертификата и состава семьи.

Согласно приказу Минстроя России от 19 июня 2023 года, этот норматив на второе полугодие 2023 года составляет 93 457 рублей за 1 кв. м. жилой площади.

Далее сумма сертификата формируется в зависимости от состава семьи и полагающейся социальной нормы жилплощади: для одинокого гражданина – 33 кв. м., для семьи из 2 человек – 42 кв. м., для семьи из 3 и более человек – по 18 кв. м. на каждого члена семьи.

КАК ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ

Начать следует с присоединения к государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Список необходимых документов:

- заявление об участии в программе и о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе (для военнослужащих – рапорт); 

- выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 

- справку об общей продолжительности службы, трудового стажа; 

- копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законом); 

- копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.

После проверки документов гражданину может быть выдан как отказ, так и одобрение на дальнейшее участие в программе.

Затем подать заявление для участия в списке на получение жилищного сертификата.

Ежегодно формируются списки граждан для получения государственных жилищных сертификатов.

После получения уведомления о признании гражданина участником программы, нужно подать заявление в региональный орган власти (например, в Санкт-Петербурге это Жилищный комитет), чтобы попасть в список.

Заявление нужно направить в органы местного самоуправления с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому.

Далее до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о выпуске государственных жилищных сертификатов, они оформляются на имена участников списка, согласно установленному порядку, и передаются для вручения в органы местного самоуправления;

Непосредственно для получения жилищного сертификата нужно подготовить и предоставить дополнительный пакет документов, который включает:

- заявление (рапорт) о выдаче жилищного сертификата; 

- документы, удостоверяющие вашу личность и личности членов вашей семьи; 

- справку об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, подлежащее освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (при наличии такого помещения);

- справка о последней уплате коммунальных услуг; 

- документы, подтверждающие родственные отношения между вами и лицами, указанных вами в качестве членов семьи (например, свидетельство о рождении, об усыновлении, о браке, записи актов гражданского состояния).

ГДЕ ОФОРМИТЬ И ПОЛУЧИТЬ ЖИЛИЩНИЙ СЕРТИФИКАТ

Оформить жилищный сертификат можно в МФЦ.

Для этого необходимо подать заявление по форме и необходимые документы.

Работник МФЦ выдаст расписку о принятии документов.

Когда ответ будет готов, заявитель получит в МФЦ копию принятого региональным органом власти решения о предоставлении государственной услуги.

В случае принятия положительного решения, на руки выдается государственный жилищный сертификат.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЖИЛИЩНЫЙ СЕРТИФИКАТ

Срок действия жилищного сертификата 7 месяцев. За это время нужно собрать документы, отправить их на проверку в банк и найти квартиру.

Если за 7 месяцев оформить сделку не получится, сертификат аннулируется и счет закроют. Тогда документы, подтверждающие выдачу сертификата, придется собирать заново.

Жилищный сертификат предназначается исключительно для покупки жилья конкретным человеком, указанным в сертификате. Его нельзя обналичить или передать по наследству. На имя владельца сертификата будет открываться и счет в банке.

КАК ОПЛАТИТЬ НОВОЕ ЖИЛЬЕ С ПОМОШЬЮ СЕРТИФИКАТА

Социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на банковский счет владельца сертификата.

Для этого необходимо в течение 3 месяцев с момента выдачи документа сдать его в банк для открытия банковского счета. После чего деньги будут перечислены из государственного бюджета на счет владельца сертификата и переданы для оплаты выбранной недвижимости.

Граждане вправе приобрести квартиру на первичном или вторичном рынках жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору долевого участия.

Квартира должна быть оформлена в общую долевую собственность всех членов семьи, которые указаны в сертификате.

ПОЯСНЕНИЯ ОТ РАЗБОРА

Жилищный сертификат нельзя обналичить или передать по наследству.

Получить сертификат можно один раз в жизни.

Документ невозможно никому передать, он именной.

Оплатить сертификатом получится только то жильё, которое можно оформить в собственность - то есть нельзя взять квартиру, к примеру, в строящемся доме.

Пострадавшим в результате ЧС также выдают жилищные сертификаты. Они дают право на покупку жилья взамен разрушенного за счет государства. (Из материала о компенсациях за утрату крыши над головой из-за катаклизмов и ЧП.)

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен
Источник: Телеграм
Источник: Телеграм
Эфир