Госрегулирование цен на ГСМ обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме

Комитет по энергетике под председательством Павла Завального провел парламентские слушания на тему: «Государственное регулирование ценообразования на горюче-смазочные материалы. Вопросы качества».

Предпосылки для роста цен на АЗС в России с января есть, поэтому властям необходимо принять меры противодействия, заявил глава комитета Павел Завальный. По его словам, «парламентские слушания, посвящены одной из самых острых тем, в принципе существующих во всей проблематике ТЭК — ценам на ГСМ и вопросам качества ГСМ».

«Всем понятно, что стоимость моторного топлива влияет и на экономику, на темпы развития и жизнь каждого из нас. Именно поэтому резкий рост цен на топливо является одним из социально дестабилизирующих факторов, и объективных, и субъективных, потому что воспринимается как социальная несправедливость. Мы — страна, богатая нефтью, половину добываемой нефти экспортируем, а бензин дорожает в любой ситуации – и когда мировые цены на нефть растут, и когда падают»,

обрисовал проблему Завальный.

«При этом специалисты понимают, — подчеркнул он, — что цены на ГСМ на внутреннем рынке не зависят напрямую от мировых цен на нефть, их формирует сложившаяся система затрат в нефтяной отрасли, а также система налогообложения и ряд других факторов».

Очередное обострение ситуации с ценами на топливо, по его словам, пришлось на этот год, но благодаря включению рыночных механизмов «ситуация в целом была стабильная». Среди факторов, повлиявших на ситуацию, Завальный назвал «рост налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации большого налогового маневра на фоне значительного роста мировых цен на нефть и нефтепродукты». Эта ситуации привела к тому, что цены на ГСМ стали расти выше инфляции.

К фундаментальным причинам глава профильного комитета отнес ухудшение структуры запасов, рост себестоимости добычи нефти и рост налоговой нагрузки на отрасль, которую он назвал «самой мощной в мире». В итоге, в 2018 году рост цен на топливо опередил инфляцию и значительно ускорился по сравнению с 2017 годом. За восемь месяцев 2018 года темп роста розничных цен на бензин составил 108,8%, на летнее и зимнее дизтопливо — 125% и 128,6%, что «сильно ударило по сельхозпроизводителям, поставив под угрозу проведение сезонных полевых работ», и «Правительство России вынуждено было выделить дополнительные бюджетные ассигнования для компенсации их издержек», отметил политик.

«Ситуация в целом также потребовала принятия мер немедленного реагирования со стороны Правительства, сама экономика с ней не справилась. Правительством принято оперативное решение о снижении с первого июня до конца 2018 года налоговых ставок акциза на автомобильный бензин экологического класса 5 и на дизельное топливо. Мы приняли в Госдуме соответствующий закон»,

рассказал Павел Завальный.

По его словам, «Нефтяные компании взяли на себя обязательства по стабилизации цен и обеспечению оптовых поставок моторного топлива на внутренний рынок в достаточном объеме, по приемлемым ценам, в том числе и для независимых участников рынка».

«На сегодняшний день ситуация внешне стабилизировалась, но это — хрупкий баланс при более высоком уровне цен, который может быть нарушен уже в январе, то есть через два, с небольшим, месяца», — предупредил глава комитета.

Он пояснил, что «в условиях завершения налогового маневра в январе в очередной раз повышаются акцизы на топливо, кроме того, увеличится НДС, что наряду со снижением пошлин создает предпосылки для роста цен на АЗС на фоне возможного роста мировых цен на нефть».

Для решения ситуации необходимо принимать меры, уверен депутат, но введение госрегулирования цен на нефтепродукты, по его убеждению, может привести к «дефициту, спекуляции и росту контрафакта», поэтому идти по пути популизма нельзя.

«Необходимо сохранить действующий рыночный порядок цен на топливо корректировать налоговую политику, как по отношению к ценообразованию, так и в отношении нефтеперерабатывающей отрасли в целом»,

подчеркнул Завальный.

Председатель Комитета по энергетике среди первоочередных задач отметил, что необходимо сдерживать рост цен в пределах годовых темпов инфляции, в том числе, за счет требований увеличения объема продаж на бирже, таможенного регулирования экспорта ГСМ и, возможно, установления нормативов продаж на внутреннем рынке. «Мы ни в коем случае не должны допустить ситуацию, чтобы после Нового года был рост цен, нас граждане России просто не поймут», — резюмировал политик.

Смотрите также