25 мая 2021 • 15:54
1406

ГД приняла в I чтении законопроект о бюджетных кредитах для регионов

Государственная Дума единогласно приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Документ решает несколько важных задач — в первую очередь он реализует часть положений из Послания Президента ФС РФ в части облегчения долгового бремени регионов.

«От этого закона многое зависит для того, чтобы была сокращена разница по бюджетной обеспеченности наших регионов. И в этом как раз заключается смысл закона, и концепция должна обеспечивать решение этой задачи»,

подчеркнул Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Спикер Думы добавил, что данный законопроект фактически определит на ближайшее время перспективу межбюджетных отношений, которые требуют корректив.

«Концепция закона заключается в оказании дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации одновременно с совершенствованием бюджетного процесса на федеральном уровне, также работающего на достижение этой цели: для того, чтобы субъекты Федерации имели возможность заблаговременно приступать к составлению своих бюджетов»,

отметил представитель правительства, замминистра финансов Алексей Лавров.

Он отметил, что цель законопроекта — поддержать субъекты Российской Федерации и упорядочить бюджетный процесс на федеральном уровне, и с его принятием будут решены поставленные в документе 4 вопроса.

«Вот мы на протяжении всего времени говорим об одном и том же. Нам необходимо с вами решить вопрос сокращения разрыва по бюджетной обеспеченности регионов. Вот эта цель. Мы эту цель достигаем этим законом?»

уточнил спикер ГД.

Замминистра финансов ответил, что законопроект направлен на снятию избыточной финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации, которая образовалась в связи с предоставлением бюджетных кредитов из федерального бюджета в тяжелых, сложных для субъекта Федерации условиях.

«Прежде всего эти кредиты получали в больших объемах дотационные субъекты Федерации, именно они в большей степени от них и выигрывают. Кроме того, этот закон обеспечивает снижение финансовой нагрузки за счет уже ранее привлеченных коммерческих кредитов, которые также в значительной степени были ориентированы на покрытие дефицита. И третье, новый инструмент долгосрочного бюджетного кредитования из федерального бюджета позволяет на 500 млрд рублей в общем объеме в 2022-2023 годах позволяет субъектам Федерации реализовывать проекты инфраструктурные, которые будут способствовать экономическому росту. В совокупности законопроект создает правовую базу для использования 1,055 трлн рублей субъектами Российской Федерации»,

подчеркнул представитель правительства.

Вячеслав Володин также обратился к заместителю министра финансов с вопросом о том, а была ли представленная формула выделения денежных средств регионов удачной.

«Формула, которую Минфин разработал, и в соответствии с которой выделялись денежные средства в прошлом году и в начале текущего года объективно описало ситуацию с доходом, с дефицитом доходов?»

задал вопрос спикер Думы.

В свою очередь Алексей Лавров добавил, что расчеты прошлого года строились на прогнозах, которые были по состоянию на принятие решения. В связи с тем, что ситуация отклонилась от этих прогнозов, декабрьский показатели по году оказались не совсем такие, какие мы прогнозировали.

«Алексей Михайлович, а вот кто отвечать за это будет? Вот вы взяли, проанализировали ситуацию, а оказалось все не так зачастую. Там, где была оказана помощь, доходы выровнялись и появился профицит, там, где помощь была не оказана, оказался дефицит. Вы как считаете, это ваша вотчина или вы все-таки подотчетные и руководству правительству и подотчетное парламенту? Вот сейчас как раз тот момент, когда вам отвечать на эти вопросы»,

добавил спикер Госдумы.

Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров объяснил, что законопроект решает прямые задачи Президента, данные им в Послании Федеральному Собранию.

«500 млрд инфраструктурных кредитов, реструктуризация бюджетных кредитов, которые были даны в прошлом году и которые были потрачены регионами на COVID и наконец замещение бюджетными кредитами коммерческих кредитов в части превышающие 25 процентов. Это прямые поручения Президента. Они в этом законопроекте есть. Эти вопросы этот законопроект решает. Именно это обстоятельство дает Комитету по бюджету основание сказать: закон необходимо поддержать и, безусловно, это очень значимое решение. Но я повторяю: это те решения, которые уже предложил Президент»,

заявил Андрей Макаров.

Зампред Комитета по жилищной политике и ЖКХ Вадим Булавинов отметил, что правительство своим законопроектом дает регионам рыбу, а не удочку, и работать эффективно им будет невыгодно.

«Иждивенческий подход абсолютно некорректен, надо мотивировать хорошо работающие регионы, старающиеся обеспечить хорошие налоговые поступления»,

сказал он.

Председатель ГД пояснил, что депутат говорил о том, что надо создавать механизмы заинтересованности регионов, которые могли бы сами себя обеспечить.

«И не ждать получения, соответственно, тех же мер поддержки, потому что стимул должен быть. Об этом речь шла, а не о замещающих кредитах. Поэтому пожалуйста про меры поддержки, связанные с созданием такого механизма»,

подчеркнул он.

Вячеслав Володин отметил, что нужно совместно подготовить решения задачи, чтобы в итоге закон был эффективным. 

«Возьмите тех, кто сегодня работает — регионы-доноры, создайте для них условия развития. А другим помощь надо оказывать с учетом того, что у них нет своих доходов для обеспечения текущего содержания. И тоже постарайтесь выработать предложения, где они могут быть эффективны. Чтобы у вас работа на конечный результат была исходя из увеличения регионов-доноров. И каждый год уходящий вы должны в копилку этого результата должны приносить два-три региона. Вот она, ваша оценка»,

добавил он.

Спикер ГД предложил подготовить ко второму чтению законопроекта о бюджетных кредитах для регионов поправки, которые предполагали бы обязательное обсуждение методик и формул бюджетирования в парламенте.

«Нам, уважаемые коллеги, ко второму чтению необходимо подготовить поправки, в рамках которых должно быть совершенно очевидным после обсуждения с Федеральным Собранием методик, подходов и проектов, по-хорошему.  А что здесь плохого? Вот возьмите и обсудите с Госдумой, Советом Федерации и затем рассматривайте. Не в тиши»,

сказал он.

Президент предложил три основных направления решения этой проблемы. Первая — это заместить бюджетными кредитами коммерческие кредиты, которые брали регионы, чтобы эта доля кредитов не превышала 25%. Бюджетные кредиты будут предоставлять по ставке 0,1%, что позволит регионам сэкономить значительные средства — ведь стоимость обслуживания коммерческих кредитов доходит до 10%.

Также будут реструктурированы бюджетные кредиты, которые регионы получили в 2020 году для решения проблем, связанных с пандемией.

Одновременно президент предложил выделить из федерального бюджета 500 млрд рублей под инфраструктурные кредиты, чтобы дать возможность субъектам создавать собственные инфраструктурные проекты. Эти средства, согласно законопроекту, будут выделены на условиях поставки не выше 3%, на срок не менее 15 лет.

Помимо этого, в законопроекте меняется целый ряд вопросов, связанных с бюджетным процессом — изменения направлены на повышение его эффективности. Так, согласно действующему законодательству, трехлетний бюджет Российской Федерации вносится в Государственную Думу 30 сентября, и практика показывает, что в законченном виде Россия получает его 10-15 декабря. В результате денежные средства, заложенные в бюджете, начинают работать в лучшем случае через полтора-два месяца после начала года. Законопроект предлагает перенести срок внесения бюджета на 15 дней — не позднее 15 сентября. Таким образом появится возможность уже в году принятия бюджета провести многие процедуры, необходимые для того, чтобы деньги заработали с 1 января. А срок рассмотрения поправок в бюджет, который сегодня составляет 25 дней, увеличивается на 5 дней.

Также документ переносит отчет об исполнении бюджета за прошлый год на весеннюю сессию Государственной Думы, поскольку сейчас он рассматривается одновременно с трехлетним бюджетом, что не позволяет качественно провести анализ отчета об исполнении бюджета и использовать его результаты при подготовке очередного бюджета.

В ЭФИРЕ  |