27 июня 2022 / 12:45
2904
Время чтения ~3 минуты

Фальков назвал ключевые принципы новой национальной системы высшего образования

Ключевые принципы, которые будут положены в основание национальной системы высшего образования, обозначил министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе парламентских слушаний «Развитие системы высшего образования в РФ», которые проходят сегодня в Государственной Думе.

Скачать

Первый — направленность всей системы на развитие в первую очередь интересов страны, на достижение национальных целей. Не отвергая важности международных контактов и международного сотрудничества, в основе новой системы должна быть нацеленность на решение актуальных задач, находящихся в национальной повестке развития — сегодня это обеспечение технологического суверенитета,

подчеркнул министр.

Второй принцип — это открытость, поскольку совершенствование системы высшего образования России «не нацелено на ее самоизоляцию», отметил он.

Напротив, мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован. Будем развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научно-образовательные проекты с зарубежными коллегами,

пояснил Фальков.

Он отметил, что система высшего образования РФ должна быть более конкурентоспособной на мировом уровне, понятной и привлекательной для иностранных студентов, выпускников школ за рубежом.

Третий важнейший принцип — фундаментальность. Важнейшим элементом модернизации системы образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей — тех, кто работает по уже существующим технологиям, способен только лишь пользоваться чужими решениями, касается ли это инженера или менеджеров. А нам нужны творцы,

констатировал министр.

Достижение настоящего технологического суверенитета, по его словам, требует от системы высшего образования работы на опережение, развитие инженерного образования и технологического предпринимательства, «обучения студентов навыкам трансферта научных разработок в реальную экономику».

Четвертый принцип. Гибкость. Запрос на гибкость образовательных программ и уровня образования исходит в первую очередь от экономики, от наших работодателей. Именно они рекомендуют сократить, например, с двух лет до года сроки обучения по ряду направлений магистратуры,

отметил Фальков.

Он пояснил, что в первую очередь такой запрос касается IT, инженерии — так, например, предлагается дать возможность выпускникам специалитета отойти от классической формы 4+2 — сделать 5+1.

Одновременно большой запрос на гибкость высшего образования исходит от молодежи. Нужна большая гибкость между разными уровнями образования. Наше новое образование должно быть интересно студентам, позволяя выстраивать уникальные образовательные маршруты, раскрывая потенциал молодости и креативности. Выбор того или иного изначального сценария образования не должен препятствовать дальнейшему движению студента, блокировать его навсегда на том или ином уровне,

отметил министр.

И еще один очень важный принцип, который предлагается положить в основу новой системы высшего образования — это практичность.

Новый технологический уклад требует от человека конкретных навыков жизни в мире высоких технологий. Поэтому наша система образования должна обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование нужных и востребованных обществом, рынком труда умений и навыков,

пояснил Фальков.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен