Главное
Электронная подпись: как получить бесплатно
Электронная подпись: как получить бесплатно.
6 июля 2021
1022
Время чтения ~ 3 минуты

Кто может получить электронную подпись бесплатно, куда подать документы для ее получения и нужно ли лично присутствовать при оформлении, разбирались в редакции «Дума ТВ».

Ключ к госуслугам

Обычному человеку электронная подпись может понадобиться, например, чтобы получить государственные услуги в сети или для документооборота с работодателем, если обмениваться документами лично нет возможности. Также с ее помощью можно дистанционно подать иск, получить патент, подать документы в вуз, записать ребенка в школу или детский сад.

Получить такую подпись физлицо может лично, через МФЦ — эта услуга оказывается в течение одного рабочего дня. Основанием для отказа может быть только отсутствие регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Сделают электронную подпись бесплатно: заявитель получит пароль ключа электронной подписи, который дает доступ к полному перечню электронных госуслуг.

Для получения цифровой подписи не потребуется много документов. Нужно заполнить заявление, предъявить паспорт гражданина РФ или документ, который удостоверяет личность иностранного гражданина или лица без гражданства, на основании которого он зарегистрирован в системе ОПС. СНИЛС будет проверен в порядке межведомственного электронного документооборота.

ФНС возьмется за КЭП

С 1 июля в России юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить квалифицированную электронную подпись как бесплатную государственную услугу в Удостоверяющих центрах ФНС РФ. А с января 2022 года функции по выпуску КЭП для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов полностью перейдут этому ведомству.

Квалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) могут быть получены только в аккредитованном удостоверяющем центре. Они выпускаются по предварительной записи. Заявителю для получения этих видов подписей необходимо лично заполнить заявление на выпуск квалифицированной электронной подписи, предъявить паспорт и СНИЛС, а также пройти процедуру идентификации.

Усиленная квалифицированная электронная подпись используется в госзакупках в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Записать электронную подпись можно на носитель заявителя, в том случае, если этот носитель сертифицирован ФСТЭК или ФСБ — такие флешки можно купить в интернет-магазинах, а можно использовать приобретенные ранее. На один носитель может быть записано несколько документов — до 32 электронных подписей и сертификатов, независимо от того, выданы они коммерческим или государственным удостоверяющим центром.

Чтобы подготовить документы для получения квалифицированного сертификата и покупки носителей электронной подписи, следует обратиться в организацию, которая является оператором электронного документооборота.

Индивидуальные предприниматели и юрлица, имеющие право действовать без доверенности от лица компании, с 1 июля могут отправить документы для приобретения электронной подписи на сайте ФНС, в личном кабинете налогоплательщика — физлица.

А с 2022 года получить квалифицированные электронные подписи операторов платежных систем, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и ИП можно будет в УЦ Центробанка.

Квалифицированные электронные подписи должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций можно сделают в УЦ Федерального Казначейства, а электронные подписи для физлиц и лиц, которые действуют от имени юрлица по доверенности, будут выдавать коммерческие УЦ — после того, как пройдут переаккредитацию.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен