Недавно глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн рассказал, что в российских школах могут появиться уроки «цифровой грамотности». «Дума ТВ» узнала подробнее у парламентария о том, как планируется их организовать, чему будут учить детей, а также расспросила мнение IT-специалистов, психологов и общественных деятелей на этот счет.
Сегодня профильный комитет Государственной Думы вместе со специалистами Министерства просвещения, Министерством цифрового развития и профессиональным сообществом разрабатывают программы уроков «цифровой грамотности». Предполагается, что на них детей будут обучать безопасности в Сети, а также расскажут о фактчекинге и «цифровой гигиене».
«Наша задача сделать так, чтобы юные граждане страны с максимально раннего возраста понимали, что такое информационная безопасность, и могли отделить зерна от плевел, поняв, что является откровенным фейком по каким-то признакам и критериям, а чему следует доверять»,
«Мы обсуждаем сейчас с коллегами за счет каких уроков можно было бы внедрить этот курс. Таких вариантов несколько: это может быть или ОБЖ, или бывшие уроки труда, а ныне дизайн и технологии, или это может быть существующая сегодня информатика. Но подход в том, что образовательные стандарты должны быть едины для всех»,
Раньше родители могли практически полностью контролировать окружение детей и его влияние на них. Однако в условиях цифровизации, малыш «попадает, по сути дела, в открытый мир, где на него может повлиять кто угодно, когда угодно», считает психолог Александр Шахов.
«На него могут обрушить поток лживой информации, например, деструктивные секты или политические организации могут его использовать в своих целях, еще неокрепший ум, еще недостаточно опытного молодого человека могут подвергнуть психологическому насилию, даже психологическому зомбированию»,
Такую точку зрения разделяет и психолог Екатерина Длин. При этом она считает, что обучение «цифровой грамотности» должно начинаться с переподготовки преподавательского состава.
«Необходимо начинать с переподготовки и обучения самого преподавательского состава, чтобы каждый педагог начальных классов, средней школы знал и владел цифровыми навыками, умел работать в интернете, с цифровой информацией, знал базовые способы безопасности и мог вот это все внедрять в свои предметы»,
«Эти навыки должны маленькими шажками формироваться ежедневно, а, соответственно, на каждом предмете преподаватель может вводить что-то новенькое в плане цифровой грамотности»,
«Точно также Минцифры, Роскомнадзор и Минобрнауки должны разработать программу именно для учащихся начальных классов, потому что у каждого ребенка уже есть мобильный телефон, выход в интернет и браузер. И им надо рассказывать, как нужно безопасно пользоваться интернетом, где можно оставлять свои персональные данные, а где нельзя, подтверждение смс-кодами и т.д.»,
«Они уже абсолютно грамотные к пятому классу. Некоторые даже начинают программировать, и позже это будет уже совсем неактуально»,
«На сегодняшний день, если наши дети будут стремиться изучать профессии будущего, и они будут оцифрованы как в офлайне, так и в онлайне, а также в голове, то это сыграет хорошую роль для построения нашего замечательного будущего»,
«Я считаю, что цифровое будущее наших детей сотворит лучшую Россию»,