29 марта 2021 • 00:00
1862

Дети и сети: когда в российских школах начнут преподавать уроки «цифровой грамотности»

Недавно глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн рассказал, что в российских школах могут появиться уроки «цифровой грамотности». «Дума ТВ» узнала подробнее у парламентария о том, как планируется их организовать, чему будут учить детей, а также расспросила мнение IT-специалистов, психологов и общественных деятелей на этот счет.

Сегодня профильный комитет Государственной Думы вместе со специалистами Министерства просвещения, Министерством цифрового развития и профессиональным сообществом разрабатывают программы уроков «цифровой грамотности». Предполагается, что на них детей будут обучать безопасности в Сети, а также расскажут о фактчекинге и «цифровой гигиене».

«Наша задача сделать так, чтобы юные граждане страны с максимально раннего возраста понимали, что такое информационная безопасность, и могли отделить зерна от плевел, поняв, что является откровенным фейком по каким-то признакам и критериям, а чему следует доверять»,

отметил Александр Хинштейн.

Формат преподавания пока обсуждается, как и сама программа обучения. При этом разработчики не планируют создавать отдельные уроки, а думают над тем, чтобы внедрить их в действующие программы. Как отметил глава думского комитета, преподавание может осуществляться на уроках ОБЖ или, к примеру, информатики.

«Мы обсуждаем сейчас с коллегами за счет каких уроков можно было бы внедрить этот курс. Таких вариантов несколько: это может быть или ОБЖ, или бывшие уроки труда, а ныне дизайн и технологии, или это может быть существующая сегодня информатика. Но подход в том, что образовательные стандарты должны быть едины для всех»,

констатировал парламентарий.

Решение ввести такие уроки в образовательные программы совершенно оправдано. Вместе с первыми школьными прописями, родители покупают своим детям мобильные телефоны, чтобы их малыши всегда были на связи. И, примерно, к пятому классу школьники заводят уже свои аккаунты в соцсетях, даже не подозревая о том, какие угрозы их могут ждать в Сети. Психологи, IT-специалисты и общественные деятели солидарны в том, что вводить такие уроки обязательно нужно.

Раньше родители могли практически полностью контролировать окружение детей и его влияние на них. Однако в условиях цифровизации, малыш «попадает, по сути дела, в открытый мир, где на него может повлиять кто угодно, когда угодно», считает психолог Александр Шахов.

«На него могут обрушить поток лживой информации, например, деструктивные секты или политические организации могут его использовать в своих целях, еще неокрепший ум, еще недостаточно опытного молодого человека могут подвергнуть психологическому насилию, даже психологическому зомбированию»,

отметил психолог.

Несмотря на то, что они в цифровой среде как рыба в воде, правил нахождения там они до конца еще не понимают, считает психолог.

Такую точку зрения разделяет и психолог Екатерина Длин. При этом она считает, что обучение «цифровой грамотности» должно начинаться с переподготовки преподавательского состава.

«Необходимо начинать с переподготовки и обучения самого преподавательского состава, чтобы каждый педагог начальных классов, средней школы знал и владел цифровыми навыками, умел работать в интернете, с цифровой информацией, знал базовые способы безопасности и мог вот это все внедрять в свои предметы»,

отметила она.

Екатерина Длин также полагает, что больший эффект дадут не пара уроков в неделю, а внедрение «цифровой грамотности» в каждый школьный предмет.

«Эти навыки должны маленькими шажками формироваться ежедневно, а, соответственно, на каждом предмете преподаватель может вводить что-то новенькое в плане цифровой грамотности»,

считает психолог.

По мнению общественного деятеля Юлии Манн, такие уроки в первую очередь крайне необходимы для младшеклассников. Она напомнила, что раньше к учащимся «началки» приходили сотрудники полиции и рассказывали о правилах ПДД.

«Точно также Минцифры, Роскомнадзор и Минобрнауки должны разработать программу именно для учащихся начальных классов, потому что у каждого ребенка уже есть мобильный телефон, выход в интернет и браузер. И им надо рассказывать, как нужно безопасно пользоваться интернетом, где можно оставлять свои персональные данные, а где нельзя, подтверждение смс-кодами и т.д.»,

добавила она.

По мнению Юлии Манн, такие азы должны быть заложены у детей до пятого класса.

«Они уже абсолютно грамотные к пятому классу. Некоторые даже начинают программировать, и позже это будет уже совсем неактуально»,

добавила она.

IT-эксперт Иван Алехин также считает, что детей нужно обучать правилам безопасности в Сети.

«На сегодняшний день, если наши дети будут стремиться изучать профессии будущего, и они будут оцифрованы как в офлайне, так и в онлайне, а также в голове, то это сыграет хорошую роль для построения нашего замечательного будущего»,

отметил он.

В частности, это позволит «развивать нашу страну в сегменте цифровых технологий».

«Я считаю, что цифровое будущее наших детей сотворит лучшую Россию»,

заключил он.

В ЭФИРЕ  |  Сейчас: Что у них в голове?_ выпуск 1 | Далее в 10:55: Спецрепортаж