Депутаты Госдумы признались, чему их научила школа

Сельская школа, школа в Москве, коррекционная школа для незрячих ребят в Омске — депутаты Государственной Думы учились в разных городах и разных условиях, но все они благодарны педагогам и вспоминают их с теплотой и улыбками. О своих учителях и школьных воспоминаниях парламентарии рассказали «Дума ТВ».

Глава Комитета по регполитике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов учился в сельской школе Новосибирской области, в первый класс пошел в 1956 году. Говорит, хорошо помнит старинный купеческий двухэтажный дом, где проходили занятия. Первая учительница депутата — Надежда Дмитриевна Горбунова. «Высокая, в сером пальто, как сейчас помню. Ходила спокойная, уравновешенная, а мы, первоклассники, бегали, играли, не всегда были послушными», — рассказывает Харитонов.

«Никаких обедов не было — ни теплых, ни горячих. Но в кармане что-то приносили — пирожок, кусочек сала. Иногда вовсе выскочишь, водички попьешь — и дальше заниматься. Стояли большие баки с водой, кружка была цепью соединена, чтобы никто не утащил»,

вспоминает Николай Харитонов.

Сегодняшней школе, по его мнению, не хватает огородов. Депутат вспоминает, как после уроков целыми классами ребята шли на колхозно-совхозное поле или школьный участок: помогали копать картошку, рубить капусту, убирать свеклу.

«Мы же многонациональная страна, коллективные люди. И этот стержень духовного братства надо хранить и укреплять. И тогда нам никто не страшен, никакой внешний враг»,

уверен Харитонов.

Спорт тоже укрепляет отношения, считает зампредседателя Комитета по информполитике Андрей Свинцов. Он учился в московской школе с физико-математическим уклоном, где помог учителю физкультуры вовлечь одноклассников в спорт, организовал команду по баскетболу.

«Мои одноклассники — это так называемые ботаники: действительно выдающиеся люди, но главный акцент делали на учебу, на точные науки. И, когда учитель физкультуры пытался их мотивировать заниматься спортом, интерес был весьма слабый, в их понимании это была потеря времени»,

рассказал Андрей Свинцов.

И будущий депутат предложил учителю физкультуры собрать команду по баскетболу, тренироваться и участвовать в соревнованиях. Буквально за полгода команда стала профессиональной: выиграла районные, окружные соревнования и в Москве заняла шестое место, проиграв сборной школы спортивного резерва ЦСКА.

«До сих пор многие одноклассники общаются друг с другом, я приезжаю на какие-то мероприятия, они ко мне приезжают на день рождения. Именно спортивная командная игра позволила нам укрепить взаимоотношения почти на 25 лет»,

считает Андрей Свинцов.

Минимум раз в год с одноклассниками видится глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов: они сдружились благодаря классной руководительнице Ираиде Сергеевне Прониной.

«Мы обычно собираемся всегда 8 сентября, в день рождения нашей дорогой учительницы. К сожалению, сейчас уже встречаемся на Казанском кладбище города Пушкина. Такая традиция есть»,

рассказывает Сергей Миронов.

Хорошо депутат помнит и учительницу Марью Филипповну Тимошенко — фронтовичку. Она, по словам Миронова, курила «Беломор» по-фронтовому прямо в классе, иногда нерадивого ученика называла «дубиной стоеросовой», но математику ее ученики знали лучше всех.

Многому научила школа и члена Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексея Бурнашова.

«Я отличился в нескольких направлениях, не только в физкультуре, что позволило добиваться своих целей, быть целеустремленным, понимать, что ничто не дается просто так, все нужно преодолевать через терпение, дополнительные знания»,

отмечает Бурнашов.

Любимыми предметами замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олега Нилова были математика, геометрия, география. Сложнее всего давался русский язык. Он, по словам депутата, «настолько великий, что познать его в рамках школьной программы очень сложно».

«Это нужен определенный талант — не просто заучить, зазубрить правила про «жи-ши» и прочие. Конечно, было удовлетворение в тех редких случаях, когда удавалось писать сочинения без ошибок»,

вспоминает Олег Нилов.

Жизнь члена Комитета по транспорту и строительству Ольги Алимовой изменила учительница математики, которая преподавала у будущего депутата всего один год. Педагог только пришла из института и, по словам парламентария, сразу «нащупала изюминку, страсть к цифрам».

«Я поняла, что математика — это просто музыка. Она преподавала всего один год, но это изменило мою жизнь: после я окончила физико-математическую школу»,

рассказывает Ольга Алимова.

Николай Харитонов вспоминает, как однажды мячом выбил окно в кабинете директора школы Петра Степановича Батракова.

«Получилось так, что я крепко ударил и разбил стекло у директора школы, по осени, в сентябре. Он так в разбитое окно вылазит, спрашивает: «Харитонов, ты? Немедленно застекли!» Я с другой стороны школу обошел, выстеклил одно окно и застеклил окно директора школы»,

вспоминает Николай Харитонов.

О том, что школа — это иногда и хулиганские выходки, говорит и замглавы Комитета по образованию и науке Любовь Духанина. Однажды ее сосед по парте подстригся налысо.

«И я на одном из уроков, так получилось, шлепнула ему по лысине. Вы знаете, оказывается, это очень громко звучит, сразу на весь класс!»

делится Любовь Духанина.

Из трогательных моментов — посещение ветеранов Великой Отечественной войны. «Мы, — рассказывает депутат, — с ветеранами подружились. Хотя в каждой семье был свой ветеран, мы с огромным удовольствием поддерживали тех, кто остался один».

Причем школьники помогали ветеранам с огромной радостью, очень осмысленно, хоть и были всего лишь во втором-третьем классе: «С чувством долга и радости от того, что мы можем это сделать. И сформировала такое эмоционально-позитивное отношение к ситуации наша учительница».

От педагога в жизни учеников зависит очень многое, добавляет Ольга Алимова.

«Я хочу, чтобы педагог прежде всего оставался педагогом. Не надо играть в политику, не надо выполнять какие-то задания. Вы — педагоги и воспитатели»,

напоминает Ольга Алимова.

Со своей коллегой согласен первый зампред Комитета по образованию Олег Смолин. Он учился в коррекционной школе для незрячих детей в городе Омске. Школа, говорит депутат, дала ему главное — стартовые условия для будущей жизни и стремление всю жизнь учиться, работать над собой, а также знания, которых хватает по многим вопросам до сих пор.

Преподавательница по истории во многом определила выбор высшего образования, она «учила относиться к истории немного как к математике», отмечает депутат. Восхищала его и учитель физики. Однажды ее урок поставили шестым: «Предмет очень сложный, школьники уже устали, учительница Изольда Михайловна Кузнецова видит, что мы никакие, еле живые. И вместо физики нам начинает рассказывать про фильм, который вчера посмотрела. Это были «Цветы запоздалые» по Чехову».

«Мы переключились, пообсуждали с ней фильм. Минут 15 прошло, после этого она поняла, что мы пришли в себя, и стала обсуждать с нами очередную тему по физике. Вот так это делается. Вот так преподавали те учителя»,

заключил Олег Смолин.

Не хотел покидать школу Олег Нилов. Он говорит, что многие одноклассники радовались, что наконец-то пойдут в большую, взрослую жизнь, а у него в 9-10-х классах были тоска, нежелание уходить.

«Так мне нравилось учиться, мне нравился сам процесс! Сегодня я редко встречаю такой азарт у школьников. У них есть стремление куда-то вверх, ввысь, вбок...»

констатирует Нилов.

Как и остальные депутаты, он благодарен своим учителям.

С теплотой свою первую учительницу вспоминает и глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев: «Вера Кузьминична Гудкова привела меня в первый класс, выучила меня азбуке. Ее нет в живых, но я ее не забываю».

«Мы не должны забывать учителей. Мы стали теми, кем мы стали, благодаря учителям»,

говорит Василий Пискарев.

Парламентарий пожелал, чтобы у учителей все складывалось замечательно.

«Добро, знания, которые они [учителя] несут, пусть всходят в наших будущих поколениях»,

заключил депутат.

Смотрите также