Депутаты фракций ГД выступили с предложениями о повышении роли СПО в кадровом обеспечении отраслей производства
В Госдуме прошел «правительственный час» о повышении роли системы среднего профессионального образования (СПО) в кадровом обеспечении отраслей производства.
В нем приняли участие министр труда и социальной защиты Антон Котяков, заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова, министр просвещения Сергей Кравцов, а также вице-премьер правительства Дмитрий Чернышенко.
Позиция фракций
Первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутат фракции КПРФ Олег Смолин в ходе выступления озвучил ряд предложений, которые направлены на совершенствование системы СПО.
Одним из них является увеличение приема в организации СПО по программам подготовки
квалифицированных рабочих и механизаторов, а также обеспечение по таким специальностям бесплатного образования.
Поддерживаю Председателя Государственной Думы. Давайте исполним Конституцию хотя бы в этой части,
Обеспечить более широкие возможности и переподготовки по таким специальностям на бюджетной основе. Ввести реальные льготы при поступлении в организации СПО для инвалидов, в случае возникновения конкурса. В настоящее время таких льгот практически нет, хотя правительство в распоряжении 2401 Р рассматривает инвалидов как важный ресурс уменьшения дефицита работников,
Вы знаете, у нас сейчас есть такая альтернатива. Либо ждать роботизацию, когда придет тот самый робот и будет замещать и тех, кто не идет по специальности работать, либо начать работу для того, чтобы готовить кадры в России, в наших регионах, для того, чтобы каждый регион получил тех, кто руками работает на экономику и приносит самое главное – благосостояние нашей стране и нашему народ,
У нас на каждом предприятии есть комбинаты по производственному обучению. Я в свое время, когда пришел в 1983 году на кузнечно-прессовый завод, сам через это проходил. Хотя у меня был уже диплом в высшем образовании, красный диплом, но я еще прошел обучение по нескольким профессиям по рабочим. Потому что работая мастером, я должен был обладать этой квалификацией, чтобы спрашивать с людей за работу. Я сначала должен был разобраться, как эта работа должна выполняться. Ну, кто бы меня научил? Это я должен был пойти после вуза еще два-три ПТУ закончить? Еще техникум, что ли? О чем вы говорите? А на предприятии у меня в течение месяца я получил все нужные квалификации,
И пока вы набираете инженеров на одну программу, а через пять лет, когда они выходят, там совсем другие требования. Ну, я уже не говорю там про бережливое производство.
Как только обновление кадрового состава происходит, на предприятии каждый раз нужно проводить по новой программу обучения бережливого производства, а без этого никакого роста производительности труда не произойдет. Ну и про роботизацию тут же я уже сказал, прежде чем у нас произойдет взрывной рост роботизации, у нас должен произойти взрывной рост подготовки специалистов, которые будут это внедрять,
Член Комитета Госдумы по просвещению, депутат фракции «Новые люди» Анна Скрозникова, рассуждая о кадровом дефиците, отметила проблему несоответствия потребностей рынка труда и направлений подготовки.
В регионах до сих пор выпускают толпы юристов, которые потом не могут устроиться по специальности и работают официантами. Мы только что принимали очень сложный бюджет. У нас нет лишних денег, чтобы готовить специалистов впустую. Стране нужны медсёстры, строители, операторы беспилотников, тестировщики софта. Учить нужно по направлениям, которые реально нужны, а не тем, которые исторически сложились,
Второй проблемой, по ее мнению, является недофинансирование, которое тянется с 90-х годов.
Решить её нельзя только государственными деньгами или только частными. Здесь нужно действовать и вкладываться вместе. Наша фракция ко второму чтению бюджета подавала поправку на 4,7 миллиардов рублей на финансирование колледжей при технических вузах. Это лишь малая часть, чтобы дофинансировать приоритетные для государства специальности,
Член Комитета ГД по просвещению, депутат фракции «Единая Россия» Эльвира Аиткулова заявила о необходимости предусмотреть в правилах разработки прогноза баланса трудовых ресурсов учёт условий, которые обеспечат подготовку необходимых кадров, начиная от улучшения материально-технической базы до затрат на проведение демонстрационного экзамена стипендий и повышение зарплаты и статуса преподавателей, и мастеров СПО.
Именно от их квалификации напрямую зависит качество. Для повышения престижа наша фракция предлагает включить участие преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей в конкурс «Учитель года», а конкурс «Мастер года» сделать более масштабным и предложить участие в программе «Земский учитель» для учителей колледжей,
Также Аиткулова обратила внимание, что сегодня зачастую идет подмена понятий. Так, вместо специальной учебной техники приобретается промышленная.
Она, конечно, в разы дороже. Считаем, что необходима единая терминология определения в учебной технике и госзаказ на её производство. Так мы поддержим наши предприятия и сократим расходы на оснащение СПО. И, тем более, с учётом того, что появился новый предмет труд, нам понадобится оснащение этих кабинетов,
Также, по ее словам, во фракции считают необходимым в срочном порядке переспросить перечень Минтруда, который создавался четверть века назад, и сделать его с учётом современных условий на производствах. Условия вредности уже сильно изменились, подчеркнула Аиткулова.