Главное
Чернобыль: и режет уши тишина
Прошло 35 лет со дня трагедии на Чернобыльской атомной электростанции. Находиться на территории, где случилась авария, по-прежнему опасно для жизни и здоровья.
26 апреля 2021
4310
Время чтения ~ 8 минут
Скачать

Об аварии на ЧАЭС, о ее героических ликвидаторах снимают фильмы. В зону отчуждения, в которой до сих пор не нормализовался радиационный фон, водят экскурсии, а иной раз и пробираются рисковые блогеры-сталкеры, возвращаясь из города-призрака Припяти с постапокалиптическими кадрами.

Там остановилось время — на излете СССР. Туда не дошла «перестройка» — но вернулись леса и лисы. Можно было бы говорить о романтике — если бы людей, которые в те страшные дни закрывали взорвавшийся реактор, не продолжали убивать последствия воздействия на организм гамма-лучей.

Природа быстро забывает о человеке и возвращается к первозданному состоянию. Слишком быстро для того, чтобы вести речь о значительном влиянии человечества на жизнь планеты.

Нет, это не повод расслабиться и не думать, какой вред может быть ей нанесен цивилизацией — скорее напоминание о том, как легко люди могут освободить Землю от своего присутствия.

Самонадеянность человека, благодаря которой развиваются науки, покоряются вершины, создаются условия для великолепных прорывов — иногда приводит к трагедиям. И чем значительнее масштабы бедствия, тем важнее изучить его уроки.

«Мирное» прошлое атома

В восьмидесятые годы прошлого века ядерная энергетика развивалась очень бурными темпами, вспоминает замдиректора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

Скачать

«Я учился в 80-е годы в МИФИ, и нам говорили, что к 2000 году все будет на атомной энергии. Но при этом в отрасли уже накапливались системные вопросы, уже прозвенел звоночек Три-Майл-Айленда в 1979 году, он заставил взглянуть на безопасность атомных станций как-то по-новому»,

рассказывает он.

Речь о крупнейшей аварии в истории атомной энергетики Соединенных Штатов — аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании, после которой в США остановилось развитие атомной отрасли — было заморожено уже начатое строительство семидесяти АЭС. Авария случилась 28 марта 1979 года, в ходе инцидента значительному радиоактивному загрязнению подверглись помещения АЭС, но для населения и экологии штата последствия были несущественными.

К сожалению, на сегодняшний день очевидна разница в подходах к решению таких крупных проблем — во многом оперативной ликвидации аварии, которая случилась в Советском Союзе, мешала атмосфера секретности. Атомная энергетическая отрасль и сегодня отличается значительной закрытостью, отмечает завлабораторией радиоизотопного комплекса ИЯИ РАН, доктор химических наук Борис Жуйков. А когда в советской атомной отрасли наступил час Х — у людей, которым нужно было скоординироваться, чтобы в самые короткие сроки устранить последствия взрыва и спасти жителей ближайших городов и поселков, не оказалось достаточного количества информации.

Скачать

«Информация была для всех, в том числе и для нас, очень и очень ограниченная. Поэтому представления полного, что произошло, не было. И многочисленные утешительные сообщения о том, что все под контролем, все делается нормально — это тоже, конечно, сбивало с толку»,

вспоминает он.

Но несмотря на это, операция проводилась очень организованно, вспоминал генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, депутат ГД Николай Антошкин.

Эти люди спасали весь мир

Скачать

«На разных этапах этой катастрофы техногенной привлекались разные группы людей. И в фильмах не показали мужество, самоотверженность, самоотдачу этих людей разных профессий, начиная от пожарников, военных, авиаторов, шахтеров, бетонщиков, водителей. Руководителей не показали достойным образом, кто занимался там — а я скажу, что достойнейшие, подготовленные люди этим занимались»,

вспоминал Николай Антошкин.

Генерал в первые дни после аварии руководил действиями личного состава по закрытию поврежденного реактора — его с вертолетов засыпали песком — и лично совершал облеты места катастрофы. Авиационная группа, которой руководил Антошкин, совершила более 4 тысяч вылетов за 10 дней. И он был свидетелем высочайшего героизма и энтузиазма ликвидаторов аварии.

«Эти люди заслужили, чтобы с уважением относились к ним. Потому что они все пожертвовали не только своим здоровьем, здоровьем будущих детей — они спасали весь мир. Не только Россию или Советский Союз — весь мир. Все, начиная от ученых, которые круглосуточно работали там, руководители этого региона, Украины, которые занимались именно этими вопросами, военные руководители — они все заслужили уважение»,

говорил он.

За личный вклад в успешное проведение работ по ликвидации последствий аварии и проявленные при этом мужество и героизм Антошкин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Но он не считал эти награды личным достижением.

«Я когда выхожу к чернобыльцам, говорю, вот — я ношу вашу звезду. В моем лице выразили уважение к вам. Звезд-то больше никому не дали. […] Я говорю: это ваша звезда. Я благодарен вам. Может быть, поэтому они еще с большим уважением ко мне относятся — потому что это их труд, я не скрываю»,

говорил Антошкин.

Он тогда получил большую дозу облучения — и может быть, не будь в его судьбе Чернобыля, «бескровный генерал» прожил бы дольше. Но 17 января 2021 года после тяжелой болезни он ушел из жизни.

«Николай Тимофеевич беззаветно служил нашей Родине. Рискуя собой, спасал жизни людей, ликвидируя последствия аварии в Чернобыле»,

отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Отрезвление человечества

Единого мнения о том, что привело к аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, у специалистов нет до сих пор. Существует множество версий, от человеческого фактора и до диверсии — уж слишком «своевременно» над АЭС провел съемку американский спутник.

«Была цепочка событий. И когда один говорит, что это произошло из-за этого, а другой говорит – нет, из-за другого, то правы и те, и те. Достаточно что-то исключить из этого списка, и такого масштаба аварии бы не было»,

отметил заведующий лабораторией радиоизотопного комплекса ИЯИ РАН, доктор химических наук Борис Жуйков.

Действительно, последствия Чернобыля очень значительны, согласен с ним Георгий Тихомиров.

«Но хотелось бы подчеркнуть, что атомная энергетика пережила Чернобыль»,

отметил он.

Произошло отрезвление человечества: международным сообществом были проведены масштабные исследования о последствиях Чернобыля — по анализу причин и выработке внутренних рекомендаций к отрасли, которые позволят в дальнейшем избежать таких трагедий.

«И то, что атомная энергетика после Чернобыля продолжила свое развитие, то, что она сегодня существует и развивается, это доказательство того, что человечество сделало правильные выводы и сегодня повторение невозможно»,

подчеркнул Тихомиров.

По словам Бориса Жуйкова, так называемая пассивная безопасность РБМК (реакторы такого типа работали на ЧАЭС) недостаточна для того, чтобы полностью исключить риск аварий, и поэтому существующие РБМК функционируют, но новые уже не строят. А у тех, которые продолжают работу, новая система защиты — да и эксперименты, подобные тем, которые привели к аварии, исключены.

«Этот реактор — чем-то он очень хорош, он хорошо высоким КПД, дешевизной, но это, как мы теперь видим, очень дорого обходится. У нас продолжают эксплуатировать реакторы этого типа на Смоленской АЭС, на Ленинградской АЭС вблизи Санкт-Петербурга, на Курской АЭС, но они очень здорово модернизированы. Те вещи, которые привели к аварии, — система контроля, наконечники стержней управляющих, и еще многие системы — были улучшены»,

отметил он.

Реакторы, которые сейчас строят, новые реакторы, ВВР — они имеют гораздо лучшие характеристики в плане безопасности, и аварии такого масштаба исключены. И у нас, и за рубежом, пояснил Жуйков.

«На самом деле, если рассмотреть развитие любой технологии, всегда есть аварии. Всегда есть какая-то плата, связанная с экологическими выбросами, с последствиями для территории. И если сопоставить, то оказывается, что атомная энергетика самая экологичная и самая безопасная из всех существующих способов производства электроэнергии»,

отметил Тихомиров.

 

Скачать

Инженер-эколог Иван Калинин рассказал, что с точки зрения экологической опасности, угрозы во время эксплуатации того или иного производственного объекта электроэнергии, говоря о гидроэлектростанции, тепловой электростанции и атомной электростанции — можно сказать, что АЭС наиболее безопасна для окружающей среды. Например, ТЭС, которые работают на угле, наносят природе значительно больший вред, чем атомные станции.

«Если сравнить, например, при сжигании угля ежегодно в мире высвобождается около 40 тыс. тонн радионуклидов. По подсчетам Росатома за 2004 год, в водные объекты за год было выброшено примерно около 7 тонн радионуклидов. А в атмосферу — 2,9 тонн. Если сравнивать с ТЭС, от сжигания угля — это уже исчисляется в тысячи тонн»,

пояснил он.

Эколог отметил: это факт, что сжигание угля радиоактивно более опасно, нежели эксплуатация атомной станции. Но следует учитывать, что атомные станции экологически более опасны в плане аварийной безопасности.

Чернобыль: опасен 35 лет спустя

«Пока находиться на территории аварии опасно для жизни и здоровья»,

подчеркнул Иван Калинин.

Определенный уровень защиты четвертого энергоблока может быть достигнут только к 2065 году, а может быть, на эту работу уйдет и больше времени. Очень многое, по словам эколога, зависит от того, насколько быстро будет завершено строительство саркофага — стоимость этих работ на сегодняшний день оценивается в 2 млрд долларов.

Первый саркофаг над местом аварии был возведен к ноябрю 1986 года. Планировалось, что он прослужит 20-40 лет. Впоследствии его укрепляли, но время идет — а с ним растет и риск обрушения укрытия, и в 2016 году над старым саркофагом появилась арочная конструкция «Конфайнмент».

Этот купол должен обеспечить безопасность реактора еще на сто лет. Его строительство было начато в 2008 году и продолжается до сих пор. Разрабатываются и методы очистки самого реактора — извлечения из него радиоактивного топлива.

Авария произошла в прошлом веке. И на то, чтобы сделать следы трагедии хотя бы в некоторой степени безопасными — уйдет почти что столетие.

Все инструкции по технике безопасности пишутся кровью. В случае Чернобыля — это белая кровь. Без переносящих кислород кровяных телец, которые так легко убивают гамма-лучи.

Пусть природа забудет о том, что случилось 26 апреля 1986 года. Но пусть не забудет человек.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен