«Без фундаментальной науки не бывает великих государств»: депутаты ГД подвели итоги «правчаса» на тему разработки Стратегии развития образования
В Госдуме прошел «правительственный час» на тему «О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации».
В обсуждении участвовали заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, глава Федерального агентства по делам молодёжи Григорий Гуров. Кроме того, к дискуссии были приглашены представители вузов и научных организаций, а также специалисты в сфере образования.
Без фундаментальной науки не бывает великих государств, но, чтобы была наука современной, надо иметь абсолютно современную школу,
Он напомнил, что недавно президент России Владимир Путин наградил молодых учёных высокими наградами и заявил о том, что сегодня начинается будущее.
Сегодняшнее выступление свидетельствует, что мы понимаем проблему и можем двигаться в нужном направлении. Но на что бы хотел обратить ваше внимание особо? У нас выступал ректор МГУ (Виктор) Садовничий, сам крупный математик. Рад, что он практически мой земляк. Я там докторскую защищал. Там сохранено всё лучшее, что было в советскую эпоху. И наращивает всё самое современное, что может двинуть образование и науку в будущее. Все выступающие подчеркнули, не бывает инженеров без классных математиков и физиков,
Первый зампред Комитета ГД по просвещению, первый замруководителя фракции СРЗП Яна Лантратова заявила, что Стратегия образования должна быть программным документом, который задает вектор развития всей системы образования страны.
В качестве примера она привела Китай, который разработал образовательную стратегию до 2035 года.
Их цель создать современную, инновационную, высококачественную систему образования, которая обеспечит долгосрочное технологическое и экономическое лидерство. Эта система должна не только давать знания, но и формировать личность, приверженную национальным интересам. Воспитывать гражданина, который мыслит в масштабах страны, осознает ответственность перед ней. Ключевой принцип воспитания в школах должно гарантировать верность Китаю,
Для кого она? Для ФОИвов, для учителей, для детей, для родителей. Для начала
нам нужно провести анализ, что не так, что нужно исправить и насколько эта система заживет заново после принятия стратегии. Система образования должна отвечать современным требованиям и прежде всего национальным целям развития. Быть системной, учитывать опыт предыдущих поколений, брать из него самое лучшее и одновременно быть открыты к использованию современных методик. Создавать условия для получения знаний и развития детских талантов, чтобы на выходе они становились не просто обладателями знаний, а зрелой ответственной личностью, гражданином, готовым трудиться во благо своей страны,
Я не хочу приводить данные Росстата. Я уверена, что каждый депутат, который
интересуется этой темой в своих регионах, знает честную зарплату и учителя, и воспитателя. Уже не говоря о том, что работа школьных психологов и социальных педагогов, на плечи которых сейчас ложится сложная работа с детками участников СВО, у которых травма, которые переживают за своих родителей. Эта работа не входит в стаж педагогической деятельности. Они не имеют права на досрочный выход на пенсию. Может такое положение учителя обеспечить нам достижение цели нашей стратегии? Вопрос риторический. Нам нужно повышать заработную плату. СРЗП выступает за единую тарифную сетку оплаты педагогов по всей стране, за повышение квалификации, в том числе и переподготовку школьных психологов, которых не учили, как работать с горем, как работать с травмой. Без сильного педагога не будет сильной системы образования и как следствие сильной экономики, о чём и говорит
Вячеслав Викторович,
Сегодня не менее трех тысяч учреждений нуждается в ремонте. Кроме того,
критически важно обеспечить дефицит кадров, логопедов, дефектологов, особенно в сельской местности, и эту функцию выполняют воспитатели, не имея соответствующего образования. Основное среднее образование, школы и техникумы. Сегодняочень назрел вопрос реформирования ЕГЭ. Действующая система работает так, что начиная со средних классов дети начинают готовиться к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по конкретным предметам и часто в ущерб получению знаний по остальным дисциплинам,
Лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий отметил, что «отступать некуда» и сегодня особенно важна консолидация в сфере образования, которая является ключевой для будущего страны.
Нас нельзя победить самым современным оружием, оно у нас все равно прогрессивнее и сильнее, но нас можно победить, как-то понизив образовательный уровень тех, кто «идёт за нами», особенно тогда, когда мы сами своими руками в этом участвуем, не предавая образованию должного значения,
Он призвал подумать о том, как увеличить доходы учителей. Это вопрос, который не решается с советских времен. Разрыв в оплате труда между Москвой и другими регионами составляет примерно три раза. В столице средняя зарплата учителя составляет 150 тысяч рублей, а в большинстве регионов — 50 тысяч.
Также, по его словам, в настоящее время необходимо уделить внимание программе «Земский учитель», ведь нет ничего важнее, чем учитель. В связи с этим он настаивает на увеличивании финансирования данной программы, а также возможности повышения единовременной компенсационной выплаты до 2 миллионов рублей.
Лидер фракции «Новые люди» Алексей Нечаев заявил, что основная задача, которую должна решать образовательная стратегия, — определить, какими мы хотим видеть наших детей и в каком мире они будут жить.
Уже очевидно, что индустриальное общество уходит в прошлое, уступая место эпохе гипериндустриализма и информационных технологий. Время фабричной классно-урочной системы прошло безвозвратно. Поэтому необходимо отказаться от принудительного единообразия.
Единые стандарты — это хорошо, но единые учебники, заточенные под ЕГЭ — это плохо. Второе, что нужно сделать, это избавиться от потребительского подхода к учителям. До сих пор во многом их воспринимают как машину. Экономике нужно 100 тысяч инженеров, изготовьте нам 100 тысяч инженеров. Вот вам план, вот вам формы отчетности, давайте, работайте. Такой подход сейчас не работает. Учителя должны готовить не винтики для экономики, а раскрывать потенциал людей, выпускать творческих, критически мыслящих людей, которые выведут страну в лидеры во всех сферах,
Однако для достижения этой цели, по его мнению, нужно изменить своё восприятие учителя, рассматривая его как личность, наделённую особой миссией, как человека, который закладывает основы ценностей и передаёт важные идеи.
Мы едины в том, что сегодня отношение к педагогу должно быть священно в России,
От отметил, что в Америке новая администрация создала новую структуру по эффективности.
Я думаю, что мы сейчас уже идём этим путём, и хочу поблагодарить председателя нашего, Вячеслава Викторовича, за эту работу. Я думаю, что и правительство это чувствует. Мы это чувствуем. Мы начинаем обсуждать сложнейшие вопросы в присутствии нашего правительства, экспертов, специалистов, уважаемых людей, которые на том поприще, которое мы обсуждаем, добились результатов и уважения,
Председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на ряд проблем, связанных с развитием образовательной системы. В частности, он подчеркнул нехватку квалифицированных специалистов.
Он призвал не скрывать проблемы в этой области, а открыто обсуждать их и искать пути решения. Ведь от этого зависит качество образования и, как следствие, развитие страны.
Важно сегодняшний разговор выстроить так, чтобы мы признали, где у нас существуют проблемы, а их зачастую замалчивают. Если есть дефицит кадров, надо о нём говорить. А так получается, на бумаге и в отчётах одно, а на деле другое. И всё равно упираются, что у них все замечательно. Вот это не должно быть! Самое главное — это вред наносит детям, стране в итоге,