В РФ создадут спецусловия для получения образования людям с инвалидностью
Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно которому будут созданы специальные условия для получения образования людьми с инвалидностью.
Законопроектом предлагается дополнить категорию обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения образования, инвалидами (детьми-инвалидами), одновременно определяя механизм создания для них специальных условий - на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.
В целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, законопроект предусматривает обязательность создания на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психолого-медико-педагогических комиссий.
Для создания условий получения качественного доступного образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) законопроектом предлагается обязать образовательные организаций создавать специальные условия для получения образования указанными обучающимися, так как в настоящее время такое обязательство образовательных организаций предусмотрено нормативными актами Российской Федерации (например, приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить, какие именно специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) обязаны соблюдать педагогические работники.
Также предлагается расширить перечень специальных условий организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью введением тьюторского сопровождения, отсутствующего в перечне специальных условий.
Предусматривается и определение указанной категории с точки зрения наличия у обучающихся нарушений интеллекта (познавательной деятельности), препятствующих освоению образовательной программы наравне со сверстниками. Одновременно указанное изменение регулирует защиту персональных данных в части неразглашения медицинского диагноза третьим лицам.
Термин «умственно отсталый» является некорректным с точки зрения педагогики и психологии и заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации. В связи с изложенным законопроектом предлагается заменить термин «умственная отсталость» на термин «нарушение интеллекта».