Школьный врач: первая помощь и другие причины возвращения медкабинетов

Сегодня в школах особое внимание обращают на признаки простудных заболеваний у детей. Контролируют ситуацию медики, которые ежедневно дежурят в образовательных учреждениях. Такое решение было принято для предотвращения вспышек коронавирусной инфекции. Когда пандемия отступит, все вернется в привычное русло: медработники будут приходить в образовательные учреждения раз в несколько дней и на пару часов. При этом эксперты, врачи, педагоги уверены, что нужно возобновить постоянную работу медицинских кабинетов. Но финансирование и дефицит кадров являются серьезным препятствием для этого.

За ними — будущее

Здоровье нации — одно из важнейших направлений в работе государства. Об этом неоднократно говорил Президент России Владимир Путин. При этом надо понимать, что нет будущего без детей. Именно по этой причине важно уделять здоровью подрастающего поколения особое внимание.

Еще три года назад глава государства сказал, что надо вернуть медиков в школы. Тогда он привел данные статистики, согласно которым с 2010 года показатели по здоровью детей ухудшились. И задача по сохранению здоровья детей сегодня для России чрезвычайно важна, отмечал Владимир Путин.

Решение убрать врачей из школ было принято в ноябре 2013 года. Их вывели из системы образования, закрепив за Минздравом. Врачи теперь ходят в школы по расписанию — в основном, чтобы осматривать детей в начале года и делать ряд сезонных прививок от гриппа.

При этом из-за нехватки кадров в медицине может появиться проблема обеспечения каждой школы медработниками. В связи с этим было предложено дать право медикам-бакалаврам оказывать помощь детям. Как отметил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, программа обучения будущих школьных фельдшеров по программе бакалавриата уже разработана Минздравом.

«Высшее образование — это другая базовая подготовка по медицинским предметам, с большими часами изучения предметов, более глубокой подготовкой. Бакалавры будут иметь понимание всего того, что касается профилактики, нарушения здоровья детей, в том числе костно-мышечные, неврологические, заболевания сердечно-сосудистой системы»,

пояснил Дмитрий Морозов.

Введение по сути новой профессии — «это компромисс между необходимостью иметь в штате каждой образовательной организации медицинского работника и отсутствием возможности обеспечить все школы профильными врачами», уверен парламентарий.

Кроме того, остро стоит вопрос обеспечения школой медиками, поскольку сегодняшнее законодательство разрешает оказывать первую помощь школьникам только врачам. Педагоги не имеют права предложить ребенку таблетку от головы или боли в животе, потому что сразу возникнет вопрос: кто будет нести ответственность за реакцию организма на тот или иной препарат? На каждое недомогание ребенка вызывается бригада фельдшеров, чтобы оказать первую помощь или отвезти в городские больницы, где ответственность за здоровье школьника на себя возьмет врач.

При этом надо не просто возобновить работу медицинских кабинетов, но и разрешить медработникам оказывать помощь школьникам с использованием медикаментов и дефибрилляторов, уверены депутаты.

Опять же нельзя забывать и про работу над увеличением зарплат в здравоохранении. Можно вернуть медкабинеты в школы, но пойдут ли туда специалисты, если их заработок будет невысок? Кроме этого, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал «искать какие-то другие механизмы, чтобы люди приходили работать в отрасль», поскольку средства на зарплаты медиков есть, а цели по привлечению новых специалистов выполнены не в полном объеме.

Ни года без осмотра


О необходимости возвращения врачей в образовательные учреждения, по мнению общественности и экспертов, говорит и увеличившееся количество несчастных случаев на уроках физической культуры, где в идеале дети должны перенимать навыки ЗОЖ.

Так, в 2017 году министр образования и науки Ольга Васильева рассказала, что за прошедший школьный год на уроках физкультуры погибли более 200 детей. Картина не поменялась и сегодня.

Основная причина таких несчастных случаев — незнание педагогов о хронических заболеваниях детей. А на фоне таких незнаний, уверен член Комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев, «происходят трагедии, умирают дети».

«Профилактический медосмотр школьников необходимо делать обязательным каждый год перед началом учебного года или в начале учебного года»,

считает Дмитрий Свищев.

Специалисты Национального исследовательского центра здоровья детей при Министерстве здравоохранения бьют тревогу, потому что к окончанию обучения почти все школьники приобретают какие-либо заболевания — помимо аттестатов дети получают неврозы, головные боли, близорукость, различные болезни желудка, гипертонию, бронхиальную астму. При этом болезнь не всегда развивается стремительно — зачастую ее можно предупредить, если вовремя обратиться к врачу.

Однако выявить хроническое заболевание у ребенка сегодня можно только в том случае, если родитель каждый год водит его на осмотры к врачам или есть конкретные жалобы. Обязательная ежегодная школьная диспансеризация могла бы стать полезным инструментом для раннего выявления заболевания. Правда, пока она носит исключительно добровольный характер.

Еще в Думе уверены, что родители должны предоставлять справки педагогам о состоянии здоровья детей. Это позволит избежать сверхнагрузки на организм и не допустить печальных последствий.

«Допуск детей к занятиям физкультурой — важная вещь, которая должна отражать собой взаимодействие между медицинской организацией и школой. В законопроекте, который мы, надеюсь, будем рассматривать осенью, как раз есть обязанность родителей предоставлять информацию о состоянии здоровья ребенка»,

заявлял Дмитрий Морозов.

Общий курс на оздоровление

Помимо возвращения школьных кабинетов важно в целом уделять большое внимание здоровью школьников на государственном уровне. В России есть программы, которые направлены на сохранение здоровья подрастающего поколения.

Так, в рамках национального проекта «Здравоохранение» в течение 6 лет в симуляционных центрах пройдут обучение 52,5 тысячи специалистов в области перинатологии, неонатологии, педиатрии. Также планируется построить и реконструировать 40 детских больниц в регионах и перевести 95% детских поликлиник на «бережливые» технологии.

В Госдуме также неоднократно поднимали вопрос здоровья школьников. В прошедшую весеннюю сессию был принят закон о предоставлении бесплатного горячего питания всем ученикам начальных классов без исключений. При этом депутаты обращали внимание, что тут нельзя формально подходить к вопросу. Недостаточно дать ребенку булочку и горячий чай, питание должно быть сбалансированным и разнообразным.

Сейчас работа по сохранению здоровья детей ведется на всех уровнях власти. Со своей стороны депутаты готовят комплексный законопроект о школьной медицине, после принятия которого за здоровьем детей будут ежедневно следить медработники в образовательных учреждениях. 

Смотрите также