Проект об исключении удержанного НДФЛ из размера хищения принят в первом чтении
Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно которому исключается удержанный НДФЛ из размера хищения. Документ был инициирован правительством во исполнении постановления Конституционного суда.
Конституционным судом пункт 1 примечаний к статье 158 «Кража» УК РФ признан не соответствующим Конституции в той мере, в какой ввиду своей неопределенности допускает в правоприменительной практике различную оценку размера похищенного при хищениях, совершаемых путем обмана о наличии оснований для начисления или увеличения заработной платы применительно к отнесению или неотнесению к этому размеру суммы налога, удержанной и уплаченной налоговым агентом с начисленной под воздействием обмана части заработной платы.
Отсутствие надлежащего критерия для использования содержащихся в статье 158 УК РФ признаков хищения в ситуации, когда хищение сопряжено с нормативно предопределенным удержанием налога, создает условия для различного применения данной нормы и, соответственно, произвольного определения размера хищения, что может повлиять на оценку степени общественной опасности содеянного, а значит, и на строгость применяемых мер государственного принуждения,
Порождаемая правоприменительной практикой неопределенность пункта 1 примечаний к статье 158 УК РФ достигает конституционной значимости и входит в противоречие с требованиями Конституции, поскольку допускает различную оценку размера похищенного при идентичных хищениях.
В связи с этим реальную возможность распорядиться похищенным виновный получает только в отношении той части денежных средств, которые ему фактически выплачиваются, в то время как сумму налога на доходы физических лиц, удержанную налоговым агентом, виновный не получает по умолчанию и, соответственно, изначально не обладает возможностью ею распоряжаться.